6-я пехотная дивизия (Российская империя)

6-я пехотная дивизия
Badge of the Russian Imperial Army.jpg
Годы существования 1806 - 1918
Страна Россия
Входит в 15-й армейский корпус
Тип Пехота
Дислокация Остров

6-я пехотная дивизия — пехотное соединение в составе российской императорской армии

Штаб дивизии: Остроленка (1903), Остров (1913). Входила в 15-й армейский корпус.


История дивизии[ | ]

Формирование[ | ]

Сформирована 5 февраля 1806 г. как 11-я дивизия, 4 мая 1806 г. переименована в 12-ю дивизию. До 13 октября 1810 в состав дивизии входила кавалерийская бригада. С 31 марта 1811 г. дивизия переименована в 12-ю пехотную[1].

  • 05.02.1806 — 04.05.1806 — 11-я дивизия
  • 04.05.1806 — 31.03.1811 — 12-я дивизия
  • 31.03.1811 — 20.05.1820 — 12-я пехотная дивизия
  • 20.05.1820 — 02.04.1833 — 7-я пехотная дивизия
  • 02.04.1833 — хх.хх.1918 — 6-я пехотная дивизия

В 1812 в состав дивизии входили:

Боевые действия[ | ]

12-я дивизия принимала участие в Русско-турецкой войне 1806 — 1812 годов, в частности во взятии Базарджика и в битве при Рущуке.

В начале Отечественной войны 1812 г. дивизия участвовала в бою под Салтановкой, где потеряла ок. 900 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести (тяжелое ранение получил и командующий дивизией генерал-майор П. М. Колюбакин). Затем 12-я пд действовала в ходе обороны Смоленска. Во время Бородинского сражения занимала позицию между Курганной батареей и д. Семеновское, понесла большие потери. Затем, после пополнения принимала участие в сражении под Малоярославцем, где ее потери составили треть наличного состава. В ноябре 1812 г. 12-я пд участвовала в боях под Красным[2].

В годы Первой мировой войны:

XV корпус разделил печальную участь XIII в самсоновской катастрофе. Восстановленные 6-я и 8-я пехотные дивизии приняли участие в гродненских боях и отличились в поражении IV австро-венгерской армии в июне 1915 года на подступах к Люблину при Ужендове.

Керсновский А. История русской армии

Состав дивизии[ | ]

Командование дивизии[ | ]

Начальники дивизии[ | ]

(Командующий в дореволюционной терминологии означал временно исполняющего обязанности начальника или командира).

Начальники штаба дивизии[ | ]

Должность начальника штаба дивизии введена 1 января 1857 года

Командиры 1-й бригады[ | ]

В период с 28 марта 1857 по 30 августа 1873 должности бригадных командиров были упразднены

Командиры 2-й бригады[ | ]

Командиры 3-й бригады[ | ]

В 1833 году 3-я бригада расформирована.

Помощники начальника дивизии[ | ]

В период с 28 марта 1857 года по 30 августа 1873 года помощники начальника дивизии фактически являлись бригадными командирами.

Командиры 6-й артиллерийской бригады[ | ]

Номер в наименовании артиллерийской бригады изменялся параллельно с номером пехотной дивизии, к которой бригада была приписана.

Примечания[ | ]

  1. Подмазо А.А. Командный состав российской регулярной армии (1796-1855). 12-я дивизия.. Генералитет российской императорской армии и флота.
  2. Хроники 1812 года. 12-я пехотная дивизия.. РУНИВЕРС. Хроники Отечественной войны 1812 года..
  3. 1 2 6-я артиллерийская бригада @ surnameindex.info
  4. 12.07.1812 г.-м. П.М. Колюбакин был ранен в бою под Салтановкой
  5. Основную часть времени в период своего командования дивизией г.-л. М.С. Воронцов руководил различными корпусами русской армии или находился в длительных отпусках.
  6. Умер в должности. Высочайшим приказом (далее - ВП) от 24.05.1854 исключен из списков умершим.
  7. Умер в должности. ВП от 17.10.1910 исключен из списков умершим.
  8. В течение всего этого срока г-м. П.М. Колюбакин являлся командующим всей 12-й пех. дивизии, в связи с чем не мог исполнять обязанности командира бригады.
  9. До августа 1813 г. г-м. П.М. Колюбакин являлся командующим всей 12-й пех. дивизии, в связи с чем не мог исполнять обязанности командира бригады.
  10. Умер в должности. ВП от 27.03.1830 исключен из списков умершим.
  11. Умер в должности. ВП от 17.11.1884 исключён из списков умершим.
  12. В справочнике С. В. Волкова «Генералитет Российской империи», т. 2, стр. 809, указано, что Юргенсон был в должности по сен. 1891 (то есть по «Список генералам по старшинству», составленный по 1 сентября 1891 года), хотя он фигурирует в последующих списках (вплоть до списка на 1 мая 1894 года) и уволен от службы с производством в генерал-лейтенанты ВП 16.07.1894.
  13. Умер в должности. ВП от 22.10.1899 исключен из списков умершим.
  14. 15.08.1914 попал в плен. Исключён из списков без вести пропавшим ВП 04.11.1914.
  15. В течение всего этого срока г-м. П.М. Колюбакин являлся командующим всей 12-й пех. дивизии, в связи с чем не мог исполнять обязанности командира бригады.
  16. Умер в должности. Высочайшим приказом от 01.12.1814 исключен из списков умершим.
  17. Фактически, в течение всего этого периода находился в отпуске.
  18. Умер в должности. ВП от 28.02.1831 исключен из списков умершим.
  19. ВП 04.02.1839 уволен от службы с мундиром и пенсионом полного оклада, на его место назначен командир Брянского егерского полка генерал-майор Рубец [1]
  20. Высочайший приказ о чинах военных от 21 декабря 1849 года
  21. Умер в должности, ВП от 21.12.1897 исключён из списков умершим.
  22. В справочнике С. В. Волкова «Генералитет Российской империи», т. 2, стр. 698 ошибочно утверждается, что Чекмарёв в 1898—1904 гг. состоял в распоряжении командующего войсками Одесского ВО. Эта ошибка восходит к «Списку генералам по старшинству», составленному по 1 января 1904 года, с. 711; в более ранних списках (напр., составленном по 1 мая 1903 г., с. 750), информация дана верно. Чекмарёв никогда не назначался в распоряжение командующего ОдВО и был уволен от службы с должности командира 2-й бригады 6-й пд ВП 16.03.1904 с производством в генерал-лейтенанты («Разведчик», 1904, № 702, с. 356).
  23. В «Списке генералам по старшинству», составленном по 1 сентября 1905 г., с. 1285, ошибочно указано, что Страдовский назначен командиром бригады 04.02.1904. В действительности командир 8-го стрелкового полка Страдовский был произведён в генерал-майоры с назначением командиром 2-й бригады 6-й пд ВП 04.04.1904 («Разведчик», 1904, № 704, с. 415).
  24. Умер в должности, исключён из списков умершим 13.05.1906.
  25. В течение всего этого периода г-м. Д. Т. Лисаневич являлся командующим всей 12-й пехотной дивизией, в связи с чем не мог исполнять обязанности командира 3-й бригады.
  26. Умер в должности. 20.09.1828 исключен из списков умершим.
  27. Умер в должности. 13.10.1829 исключен из списков умершим.
  28. Высочайшие приказы о чинах военных … Текст 1863 г., с 17 янв. - 30 июня. — СПб., 1863. — С. 224.
  29. В издании «Список генералам по старшинству», составленном по 1 сентября 1890 года, с. 115, в справке об Эрнроте данная должность пропущена. См. его биографию [2] (фин. яз., даты по н.ст.).
  30. Высочайший приказ о чинах военных от 4 июня 1837 г.
  31. Умер в должности. ВП от 12.03.1847 исключен из списков умершим.
  32. Список подполковникам по старшинству. Исправлено по 22 апреля. — СПб., 1838. — С. 26. ВП 28.01.1840 произведён в полковники со старшинством с 02.09.1839 (Высочайшие приказы о чинах военных за 1840 год)
  33. С. Ф. Рерберг занимал должность командира бригады дважды, с перерывом в 1878 г., когда он являлся командиром 7-й артиллерийской бригады.
  34. В «Списке генералам по старшинству» на 7 января 1907 года ошибочно указано, что назначен 4 марта 1905 года.
  35. 17.08.1914 попал в плен. Исключён из списков пропавшим без вести ВП 06.11.1914.

Ссылки[ | ]