4-я пехотная дивизия (Российская империя)

4-я пехотная дивизия
Russian coa 1825.png
Годы существования 1806 - 1918
Страна  Российская империя
Входит в 6-й армейский корпус
Тип Пехота
Включает в себя
Дислокация Ломжа

4-я пехотная дивизия — пехотное соединение в составе российской императорской армии

Штаб дивизии: Ломжа. Входила в 6-й армейский корпус.


История дивизии[ | ]

Формирование[ | ]

Сформирована 24 июля 1806 как 17-я дивизия. До 13 октября 1810 в состав дивизии входила кавалерийская бригада. С 1811 дивизия переименована в 17-ю пехотную[1]. Впоследствии состав частей дивизии неоднократно изменялся.

Наименования дивизии[2]:

  • 24.07.1806—31.03.1811 — 17-я дивизия
  • 31.03.1811—20.05.1820 — 17-я пехотная дивизия
  • 20.05.1820—02.04.1833 — 5-я пехотная дивизия
  • 02.04.1833—хх.хх.1918 — 4-я пехотная дивизия

В 1812 в состав дивизии входили:

Боевые действия[ | ]

В 1808 — 1809 17-я дивизия принимала участие в русско-шведской войне, в частности, в осаде Свеаборга[3].

В кампанию 1812 года дивизия действовала в составе 2-го пехотного корпуса 1‑й Западной армии, в ноябре 1812 переведена в 8-й пехотный корпус.

6 августа 3-я (егерская) бригада участвовала в обороне Смоленска, а 7 августа все полки дивизии были в сражении при Валутиной Горе, где потеряли 606 чел. убитыми, 719 ранеными и 235 пропавшими без вести.

В Бородинском сражении дивизия находилась на правом фланге, в ходе боя была переброшена на левый фланг в помощь войскам 3-го пехотного корпуса и участвовала в отражении атак 5-го (польского) армейского корпуса генерала Ю. Понятовского в районе Утицкого кургана. Потери дивизии при Бородино составили 246 чел. убитыми, 851 ранеными и 540 пропавшими без вести. Позднее дивизия участвовала в Тарутинском сражении, прикрывала отход армии после Малоярославецкого сражения, была в боях при Вязьме и Красном.

В кампании 1813 и 1814 дивизия сражалась при Бауцене и Лебау, затем под командованием генерал-майора Е. М. Пиллара в составе 8‑го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Э. Ф. Сен-При находилась в войсках генерала А. Ф. Ланжерона (Силезская армия) и сражалась при Кацбахе, под Левенбергом, Лейпцигом, Майнцем, Суассоном и Парижем.

В 1912 на Бородинском поле на Утицком кургане установлен памятник 17-й пехотной дивизии.

В период Русско-турецкой войны 1828—1829 дивизия (под наименованием 5-я пехотная) участвовала в осаде Силистрии, сражении при Кулевче, осаде Шумлы, взятии Адрианополя[4].

В 1830 — 1831 дивизия участвовала в Польской кампании, в частности в штурме Варшавы.

В 1849 дивизия приняла участие в походе в Венгрию.

В ходе Крымской войны 1853—1856 дивизия сражалась, в частности, на Чёрной речке и в ходе обороны Севастополя.

В 1863 части дивизии участвовали в подавлении Польского восстания 1863—1864.

В годы Первой мировой войны:

13 августа VIII германская армия перешла в наступление и наша 2-я армия получила удар в оба фланга. На левом фланге, при Сольдау, I армейский корпус генерала Артамонова был атакован 1-м, частью 20-го германских корпусов и ландвером и осадил назад. На правом же фланге, при Гросс Бессау, наша 4-я пехотная дивизия VI армейского корпуса была атакована 1-м резервным и 17-м армейскими германскими корпусами и разбита. Растерявшийся командир корпуса генерал Благовещенский бросил вверенные ему войска и бежал. Корпус последовал за своим командиром и отошел прямо на юг, за границу, не предупредив ни штаб армии, ни соседа — XIII корпус, фланг и тыл которого подставлялись под удар. 4-я дивизия в бою у Гросс Бессау и Ортельсбурга лишилась 73 офицеров, 5283 нижних чинов, 16 орудий и 18 пулеметов.

А. Керсновский. История русской армии

Падение Воли Шидловской чрезвычайно встревожило как Ставку, так и штаб Северо-Западного фронта, испугавшихся за Варшаву и приостановивших подготовку наступления формировавшейся 12-й армии. Для отобрания злосчастного этого фольварка, не представлявшего никакой тактической ценности, генерал Рузский устроил 22 и 23 января во 2-й армии ужасную бойню, зря растрепав 11 дивизий, несмотря на протесты командира VI армейского корпуса генерала Гурко, которому была навязана эта абсурдная операция. VI корпус был доведен до состава 8 дивизий. Наши потери в делах 21 — 23 января составили 353 офицера и 39 720 нижних чинов. Особенно пострадали 4-я, 25-я и 59-я пехотные дивизии.

А. Керсновский. История русской армии

Состав дивизии (с 02.04.1833, места дислокации и полные наименования частей - на нач. ХХ в.)[ | ]

Знаки различия[ | ]

Офицеры[ | ]

Знаки различия - по состоянию на 1864-1874г

Унтер-офицеры и рядовые[ | ]

Другие знаки различия 2-й бригады[ | ]

Командование дивизии[ | ]

Начальники дивизии[ | ]

Начальники штаба[ | ]

Должность начальника штаба дивизии введена 1 января 1857 года.

Командиры 1-й бригады[ | ]

В период с 28 марта 1857 по 30 августа 1873 должности бригадных командиров были упразднены.

После начала Первой мировой войны в дивизии была оставлена должность только одного бригадного командира, именовавшегося командиром бригады 4-й пехотной дивизии.

Командиры 2-й бригады[ | ]

Командиры 3-й бригады[ | ]

В 1833 3-я бригада расформирована.

Помощники начальника дивизии[ | ]

В период с 28 марта 1857 года по 30 августа 1873 года помощники начальника дивизии фактически являлись бригадными командирами.

Командиры 4-й артиллерийской бригады[ | ]

Номер в наименовании артиллерийской бригады изменялся параллельно с номером пехотной дивизии, к которой бригада была приписана.

Примечания[ | ]

  1. Подмазо А.А. Командный состав российской регулярной армии (1796-1855). 17-я дивизия.. Генералитет российской императорской армии и флота.
  2. Российский государственный военно-исторический архив. Путеводитель. Том 2. 2006 (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2016. Архивировано 16 июля 2014 года.
  3. Михайловский-Данилевский А. И. Описание Финляндской войны на сухом пути и на море, в 1808 и 1809 годах.. — СПб: тип. Штаба Отд. корпуса внутр. стражи, 1841. — С. 77. — 524 с.
  4. Мержеиовский Э.М. История 13-го Пехотного Белозёрского Генерал-Фельдмаршала Графа Ласси полка (1708-1893г.). — Варшава: Варшавская типография и литография, 1894. — С. 314 - 331. — 637 с.
  5. или «Кандидат на классную должность»
  6. Формально З.Д. Олсуфьев являлся начальником 17-й пех. дивизии в течение всего периода с 28.08.1811 по 15.02.1820, однако с августа 1813 по апрель 1815 он последовательно занимал посты командующего различными пехотными корпусами, а также находился в плену у французов. В связи с этим он не мог исполнять обязанности начальника дивизии.
  7. Назначен начальником 17-й пехотной дивизии, после переименования дивизии в 5-ю остался в должности.
  8. Назначен начальником 5-й пехотной дивизии, после переименования в 4-ю (02.04.1833) остался в должности.
  9. Умер в должности. 07.11.1835 исключен из списков
  10. Умер в должности.
  11. С. В. Волков в словаре «Генералитет Российской империи» (Т. 1, с. 137) ошибочно указывает что Бельгард в этот период командовал 24-й пехотной дивизией.
  12. Байков, Лев Матвеевич // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  13. Умер в должности. Исключен из списков умершим ВП от 20.11.1808
  14. 22.02.1832 уволен в отпуск. Исключен из списков умершим ВП от 25.03.1832.
  15. Подмазо А.А. Командный состав российской регулярной армии (1796-1855). 4-я пехотная дивизия.. Генералитет российской императорской армии и флота.
  16. Произведённый 24.10.1899 в генерал-майоры с назначением командиром 1-й бригады 4-й пехотной дивизии Левенталь (ранее командир 4-го гренадерского Несвижского полка) менее чем через два месяца скончался в должности, исключён из списком умершим 31.12.1899. В связи с этим отсутствует в «Списках генералам по старшинству» и справочнике С. В. Волкова. См. «Разведчик». 1899. № 472. С. 943; 1900. № 482. С. 46.
  17. Исключён умершим, фактически — несколько ранее этой даты.
  18. Умер в должности. Исключен из списков умершим ВП от 16.12.1824
  19. В «Списках генералам по старшинству» за 1890—1891 годы датой ухода с должности указано 3 декабря 1862 года, но это явная опечатка.
  20. В «Ежегоднике русской армии» за 1870 и 1871 годы его имя и отчество указаны как Владимир Егорович.
  21. В «Ежегоднике русской армии» его фамилия ошибочно пишется как Шакаловский.
  22. Список генералитету по старшинству Сост. по 4-е июля 1907 г. Ч. 1. — СПб.: Военная типография, 1907. — С. 878. — 889 с.
  23. Высочайшие приказы по военному ведомству. Приложение к журналу "Разведчик". 22.04.1907. С. 204.. Офицеры русской императорской армии.

Ссылки[ | ]