1-й канал Останкино

1-й канал Останкино
РГТРК «Останкино»[1]
Изображение логотипа
Страна Флаг России (1991—1993)/ Россия
Зона вещания Флаг России (1991—1993)/ Россия
Время вещания с 6:30 до 1:00 (пн—пт)
с 7:00 до 1:00 (сб—вс)
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»[2][3]
Формат изображения 576i (SDTV)
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 27 декабря 1991 года (новое создание РГТРК «Останкино»)
Дата конца вещания 1 апреля 1995 года, 0:57
Причина закрытия Отказ РГТРК «Останкино» от частот в пользу АОЗТ «Общественное российское телевидение» и превращение её в производящую телеорганизацию
Заменил Флаг СССР 1-я программа Центрального телевидения[4]
Заменён Флаг России ОРТ
Флаг Литвы (1989—2004) LitPollinterTV
Свидетельство о регистрации СМИ регномер № 02080[1]
Основатель Госкомимущество РФ[5]
Владелец РГТРК «Останкино»[6]
Директор Валентин Лазуткин (заместитель председателя РГТРК «Останкино»)[7]
Кирилл Игнатьев (заместитель председателя РГТРК «Останкино»)
Александр Дмитриев (заместитель председателя РГТРК «Останкино»)
Виктор Осколков (директор Дирекции программ телевидения РГТРК «Останкино»)
Борис Хессин (директор творческого объединения «Экран»)
Генеральный директор Григорий Шевелёв
Руководители Александр Яковлев (как председатель РГТРК «Останкино»)
Родственные телеканалы Флаг России (1991—1993)/Флаг России 4-й канал Останкино
Москва/Flag of Moscow, Russia.svg Технический канал
Flag of Moscow, Russia.svg Свежий ветер
Москва/Flag of Moscow, Russia.svg МТК
Голос телеканала Герман Коваленко

1-й канал Останкино — общероссийский телеканал РГТРК «Останкино», осуществлявший своё вещание на 1 ТВК в Москве с 27 декабря 1991 по 1 апреля 1995 года.


История[ | ]

1991—1992. Основание и начало вещания[ | ]

27 декабря 1991 года в связи с образованием СНГ, прекращением деятельности государственных органов СССР, а также в целях обеспечения функционирования межгосударственного вещания в рамках СНГ была ликвидирована Всесоюзная ГТРК, а на её базе образована РГТРК «Останкино»[8][9], к которой перешли все телевизионные и радиовещательные частоты, на которых вещала телерадиокомпания[10], а также производство всех телевизионных и радиовещательных программ бывшей Всесоюзной ГТРК. ЦТ стало телевидением «Останкино», а Первая программа ЦТ стал называться 1-м каналом Останкино. На РГТРК «Останкино» была возложена функция освещения политической, культурной и экономической жизни в государствах-членах СНГ. Председателем РГТРК стал Егор Яковлев[11][12].

Сетка вещания в 1991—1992 годах

На первоначальном этапе изменений по сравнению с последними годами существования ЦТ СССР было немного. Информационной программой стали «Новости»[13], а информационно-аналитической — «Итоги» с Евгением Киселёвым[14][15]. Логотипом канала являлось стилизованное изображение единицы, заключённой в квадрат[16]. С 1992 года стали выходить общественно-политическое ток-шоу «Тема» с Владиславом Листьевым[17][18], аналитическое ток-шоу «Красный квадрат» с Александром Любимовым[19][20] и программа «Политбюро», ведущим которой стал Александр Политковский[21][22]. Производителем этих программ являлась телекомпания «ВИD»[23].

1992—1994. Разногласия в руководстве и финансовые проблемы[ | ]

Основной проблемой деятельности РГТРК «Останкино» было начавшееся ещё в период существования Гостелерадио СССР «расползание» рекламы по тематическим студиям[24][25][26][27][28]. В 1990—1991 годах статус юридических лиц получили три тематические студии, среди которых была студия «Эксперимент», выступавшая основным заказчиком производства телепрограмм у АО «Телекомпания „ВИD“»[29]. В начале 1992 года вместо практически всех остальных тематических главных редакций ЦТ были созданы тематические студии РГТРК «Останкино»[30][31]; например, у ИТА существовал собственный рекламный отдел[32]. Часть студий за произведённые по их заказу программы расплачивались с частными телеорганизациями своим рекламным временем[33][34]. Непосредственно Главная рекламно-коммерческая дирекция была создана только в мае 1993 года[35]; действовавшее до этого Рекламное агентство «Останкино» осуществляло размещение рекламы только между программами.

Летом 1992 года Эдуард Сагалаев создал МНВК, к которой перешёл вечер 6 ТВК в Москве[36] (с 1993 по 1994 год утром и днём на шестом канале шли экономико-просветительские передачи телекомпании «Северная корона»)[37][38][39]. Вместо Эдуарда Сагалаева генеральным директором РГТРК «Останкино» стал Игорь Малашенко, ранее являвшийся её политическим директором[40][41].

Осенью 1992 года в Израиле российскими бизнесменами была основана компания «OITV», которая с осени 1993 года ретранслировала сигнал одной из поясных версий 1-го канала Останкино за рубеж. В частности, такая версия канала транслировалась в самом Израиле, в начале февраля 1994 года в Приднестровье, некоторое время на Украине, а с начала 1994 года и в некоторых городах в европейской части России. На OITV шла израильская русско- и англоязычная реклама, иногда перекрывавшая передачи. Точная судьба OITV неизвестна: предположительно, прекратило вещание уже после запуска ОРТ, в апреле-мае 1995 года.

4 октября 1992 года[42] с эфира была снята трансляция фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» с формулировкой «пиратский, купленный для показа без кино- и видеоправ фильм»[43]. Это было первое в отечественном телеэфире снятие с эфира. Космическая сага была показана уже на «Первом канале» только спустя 13 лет со стереозвуком в 2005 году[44][45].

24 ноября 1992 года Егор Яковлев из-за показа фильма о войне между Ингушетией и Северной Осетией[46] был отправлен в отставку[47][48]. 11 января 1993 года Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Вячеслав Брагин[49][50]. Из-за разногласий по вопросам методов руководства телерадиокомпании Игорь Малашенко покинул пост генерального директора РГТРК «Останкино»[51][52], а его место занял Олег Слабынько.

Под руководством Брагина и Слабынько 1-й канал стал чаще работать в интересах Бориса Ельцина, при этом стала усиливаться государственная цензура[53][54][55][56]. Главный редактор ИТА Олег Добродеев и ведущий программы «Итоги» Евгений Киселёв[57] посчитали невозможным работать в сложившихся условиях и вместе с Игорем Малашенко[58][59][60] и бизнесменом Владимиром Гусинским выступили основателями телекомпании НТВ, которой и перешло производство программы «Итоги»[61][62][63][55][64][65].

С осени 1993 по весну 1994 года «Останкино» пережило большой кадровый отток журналистов ИТА и сотрудников некоторых других подразделений[66][67], переходивших в штат ТОО «Телекомпания НТВ»[53]. Вместе с Добродеевым и Киселёвым на НТВ перешли ведущие новостей Татьяна Миткова[68][69] и Михаил Осокин, которые стали ведущими информационной программы «Сегодня»[70][71][72][73], журналисты ИТА Владимир Лусканов[74][75], Ирина Зайцева[76], Владимир Ленский, Александр Хабаров, Александр Герасимов[77], Владимир Кара-Мурза[78][79], Марианна Максимовская[80], Борис Кольцов[81], Михаил Светличный[82], Андрей Черкасов[83] и Александр Зараелян[84][85], некоторые спортивные комментаторы[86], как Евгений Майоров[87][88][89], и часть сотрудников студии кинопрограмм[90][91]. Одновременно с этим многие сотрудники телерадиокомпании начали уходить и на новый канал ТВ-6, созданный бывшим руководителем РГТРК «Останкино»[92] Эдуардом Сагалаевым[93][94][95][96][24].

3 октября 1993 года[97] во время завершения футбольного матча «Ротор» — «Спартак»[98][99][100] в 19:26 по Москве из-за вооружённой осады РГТРК «Останкино» приказом Вячеслава Брагина[101] эфир 1-го и 4-го каналов[102], OITV, ТВ-6 и МТК[прояснить] был прерван[103][104], против чего был Евгений Киселёв. После этого в эфире остались только «Петербург — Пятый канал» и РТР[105][106], по которому каждые полчаса выходили «Вести», а также велась ретрансляция картинки прямого эфира CNN[107]. 4 октября в 6:30 эфир был возобновлён, и в эфире «Телеутра» демонстрировались кадры вооружённой осады РГТРК «Останкино», а также прямая трансляция штурма Белого дома. После этих событий Вячеслав Брагин потребовал усилить охрану зданий редакций и студий телерадиокомпании.

16 декабря 1993 года Вячеслав Брагин ушёл в отставку с поста председателя РГТРК «Останкино»[49]. Эта должность была сначала предложена Владимиру Мукусеву, но из-за его конфликта с коллективом телекомпании эта кандидатура была снята[108]. Также эта должность была предложена Евгению Киселёву, но он отказался[109]. Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Александр Яковлев[49], а главным редактором Информационного телевизионного агентства — Олег Точилин.

К февралю 1994 года у РГТРК «Останкино» и ВГТРК[110][111] образуется задолженность перед государственными предприятиями связи[112]: на 1 января 1996 года они составляли 412 млрд рублей. При этом, по словам заместителя председателя РГТРК «Останкино», существовало распоряжение правительства от 22 ноября 1993 года, по которому Министерству финансов поручалось ликвидировать задолженность (в конечном итоге оно так и не было выполнено[113]), что вызывает 10 февраля 1994 года забастовку связистов с угрозой прекращения трансляции передач (кроме информационных) обеих вещательных организаций в 45 субъектах РФ. Выход сотрудниками РГТРК «Останкино» виделся в создании контролируемых телерадиокомпанией торговых домов[114]. Так, Ирена Лесневская утверждала:

…Если поставить всё на нормальные экономические рельсы, телевидение обязано стать прибыльным. Есть музыкальные архивы, есть старые передачи, фильмы. Из этого можно делать деньги. Во всём мире растёт интерес к ретро. Каким успехом пользуется показ старых программ на НТВ! Этим надо заниматься. Поставить на коммерческую основу выпуск избранных передач и продавать кабельным сетям. Договориться с ближним зарубежьем о покупке ими программ на русском языке для миллионов русскоязычных. А двум владельцам компаний легче договориться, чем, скажем, Ельцину с Кравчуком[115].

Летом 1994 года из-за отказа оплачивать РГТРК «Останкино» своё вещание в Литве местные власти отдали частоту 1-го канала Останкино частному каналу «LitPollinter TV». По заключённому договору 1-й канал Останкино мог вещать в эфире «LitPollinter TV» только несколько часов[116]. 6 февраля 1995 года телеканал «LitPollinter TV» в связи с финансовыми проблемами прекратил вещание, и 1-й канал Останкино в Литве снова начал вещать в чистом виде (однако,1 апреля был заменён на ОРТ, а уже ОРТ 5 мая передал частоту телеканалу LNK).

Сетка вещания в 1992—1994 годах

Первоначально 1-й канал Останкино носил информационно-художественный характер. Будничная программа состояла из новостей, научно-популярных, культурно-просветительских, документальных программ, показа односерийных телефильмов и мини-сериалов, распределённых по рубрикам «Домосед», «Третий возраст» и «Детский час». Однако, вследствие сокращения расходов на государственное телевидение, произошедшего в более ранний период[117], на канале произошло сокращение количества подготавливаемых передач и производимых телефильмов. Со временем они были заменены на развлекательные передачи, которые производились преимущественно частными телеорганизациями.

С мая 1992 года по вторникам, средам и четвергам перед вечерним выпуском новостей в 21:00 началась регулярная трансляция латиноамериканских теленовелл[118], вытеснившая из этого временного отрезка показ отечественных телефильмов, переместившийся на некоторое время на таймслот после выпуска новостей в 21:00, а с 15 сентября[119][120] практически во все дни, кроме понедельника, в который шёл показ многосерийного телефильма самой РГТРК «Останкино» «Мелочи жизни»[121][122]. Некоторое эфирное время было отдано под показ отечественных[123] и зарубежных кинофильмов, объединённых в несколько рубрик (например, «В клубе детективов» по пятницам с 4 сентября 1992 года[124]). В результате всего этого объём производства отечественных телефильмов резко упал, производственные мощности Творческого объединения «Экран» и Телевизионного технического центра стали простаивать. Освободившееся время заняли передачи производства частных телекомпаний, а также латиноамериканские теленовеллы (их закупкой занимались главный редактор Студии кинопрограмм Владилен Арсеньев[125][126] и затем Владимир Шмаков)[127][128], телевикторины, ток-шоу и отечественные кинофильмы, вскоре завоевавшие наибольшую зрительскую популярность[129], тогда как популярность фильмов производства РГТРК «Останкино» была значительно скромнее[130][131].

1 сентября 1992 года в рамках рубрики «Детский час» вместо повторов отечественных детских художественных и мультипликационных телефильмов начали транслироваться иностранные мультсериалы, повторный показ телефильма рубрики «Третий возраст» был перенесён на время перед выпуском новостей в 15:00[132]. В сетке вещания тех лет сохранялся достаточно большой объём спортивных передач и телетрансляций, примерно сопоставимый с тем, что был во времена Гостелерадио СССР и ОРТ 1990-х и ранних 2000-х годов (показывались Олимпийские игры[133][134], Кубок России по футболу[135], Чемпионаты мира и Европы по футболу[136][137], Лига Чемпионов УЕФА[138][139][140][141], Чемпионаты России[142] и мира по хоккею, игры национальной сборной России по футболу[143][144], теннисные турниры[145][146][147], меньше — остальные виды спорта и околоспортивные передачи)[148][149].

В конце 1992 — начале 1993 годов появились также телеигра для подростков «Звёздный час» и детская телеигра «Зов джунглей»[нет в источнике], а также программа «Пока все дома»[150].

19 сентября 1993 года программа «Итоги» в последний раз вышла в эфир. Далее, с 10 октября 1993 года, она стала выходить на Пятом канале[63][151], а с 23 января 1994 года — по четвёртому каналу, часть эфирного времени которого заняла телекомпания НТВ[152][153][154]. Вместо программы «Итоги» стали выходить информационно-аналитические программы «Воскресенье» с Сергеем Алексеевым[155][156] и «Новости плюс» с Сергеем Медведевым[157][158].

В 1994 году происходит новая волна расширения количества передач производства частных телеорганизаций в эфире. С мая 1994 года по будням стало выходить актуальное интервью «Час пик»[159], ведущим которого стал Владислав Листьев[160], производителем этой программы стала телекомпания «ВИD»[161] при этом программа выходила ежедневно в прайм-тайм, в 19:10. Ведущей программы «Тема» стала Лидия Иванова[162][163]. Также возобновила свой выход программа «Красный квадрат» под старым названием «Взгляд», ведущим которой остался Александр Любимов, а за полгода до этого возобновила выход программа «Политбюро»[источник не указан 41 день]. В прайм-тайм стали выходить культурно-просветительские программы — «Чтобы помнили»[нет в источнике] и «Серебряный шар»[164][165]. Ещё с конца 1993 года по понедельникам стали выходить ток-шоу, производившиеся телекомпанией «АТВ» — «Мы»[нет в источнике] и «Если», ведущим которых стал Владимир Познер[166], и «Мужчина и женщина» с Кирой Прошутинской[источник не указан 41 день]. Детские программы и программы для подростков («Спокойной ночи, малыши!», «С утра пораньше», «Марафон-15», «До 16 и старше», «Зов джунглей»), программа для школьников «Как-то раз» и программа «Пока все дома» стали производиться ещё одной негосударственной телекомпанией — «Класс!», которая была образована на базе собственной Студии детских и юношеских программ «Останкино»[167][168]. В отдельные периоды частные телеорганизации осуществляли подготовку до 70 % телепередач за вычетом новостей, фильмов и архивных записей[169].

В возникшем с 4 июля 1994 года в будничной программе техническом перерыве с 11:20 до 16:00 и в будничной ночной программе с 1:00 (с 1 августа 1994 года[170][171]) РГТРК «Останкино» и АО «Система глобальных средств массовой информации» стали предлагать эфирное время для негосударственных вещательных телекомпаний[172]. GMS брала на себя составление дайджеста программ, на основании которого фирма Игоря Крутого АРС по заказу телекомпании производила телепередачу «Компас GMS». Размещение рекламы находилось в подчинении у собственного рекламного агентства GMS. Программа GMS по будням, как правило, состояла из 8-минутных выпусков новостей каждый час, двух повторных показов художественных телефильмов (с октября 1994 года — одного фильма)[173] и какой-либо культурно-просветительской или развлекательной программы. К началу сентября она стала доступна ещё в двенадцати городах России, в остальных же городах в дневное время проводился перерыв в вещании.

В то же время в некоторых странах ближнего зарубежья вещание канала не осуществлялось вовсе из-за особенностей часовых поясов.

С 3 октября 1994 года была принята новая сетка вещания: отныне выпуски новостей выходили на 52-й минуте каждого часа, перекрывая передачи, выходившие в это время, хронометраж каждого информационного выпуска составлял 8 минут (такая сетка вещания изначально существовала на GMS). Программы «Время» (так снова стали называться информационные выпуски в 21:00 с декабря 1994 года)[174][175][176][177] эти изменения не коснулись.

1994—1995. Акционирование ОРТ и ликвидация РГТРК «Останкино»[ | ]

В конце 1994 года РГТРК «Останкино» потребовала, чтобы негосударственные телекомпании «поделились» частью времени в прайм-тайме[178][179], что означало закрытие части программ негосударственных телекомпаний. Тогда телекомпании «ВИD», «АТВ», «REN-TV» и «Класс!» создали Ассоциацию независимых телепроизводителей, которая выступила с инициативой создания Общественного российского телевидения (ОРТ), большинство акций которого принадлежали бы разным представителям бизнеса. К нему и должно было перейти вещание на 1-м канале Останкино. Ещё в апреле 1994 года было создано АО «Реклама-Холдинг» с долей РГТРК «Останкино» в уставном капитале в 30 %, прочими акционерами стали другие рекламные агентства-посредники телерадиокомпании при продаже рекламного времени: «Video International», «Premier SV», «Максима», «ИнтерВИД», «Логоваз-пресс» и студия «Остер»[180]. Данному акционерному обществу было передано право на размещение рекламы на канале. В начале 1995 года доля РГТРК «Останкино» была выкуплена «Независимым рекламно-информационным альянсом», объединявшим рекламные агентства «Аврора», «ИнтерВИД», «VideoArt», «Контакт» и «Стронг», который стал переманивать клиентов за счёт скидок на размещение рекламы, доходивших до 80 %, вскоре после чего последовал обвал рекламного рынка. Дивидендов за 1994 год РГТРК «Останкино» от холдинга не получила, а задолженность холдинга перед РГТРК на 1 июля 1995 года составила 19,0 млрд рублей.

По указу Президента РФ от 29 ноября 1994 года предусматривалась передача эфирного времени на первой федеральной программе акционерному обществу «Общественное российское телевидение»[181] (ОРТ), 51 % акций которого принадлежал государству с возможностью для РГТРК «Останкино» войти в число её учредителей[182]. По изначальному предложению по 15 % было у частных телеорганизаций «Телекомпания ВИD», «АТВ», «Телекомпания REN-TV» и «РТВ-Пресс», 20 % — у банкиров, 20 % — у государства[183]. Данное акционерное общество было основано на его общероссийском учредительном собрании акционеров 24 января 1995 года[184]. Генеральным директором ОРТ был назначен Владислав Листьев, его первыми заместителями были назначены Аркадий (Бадри) Патаркацишвили и Кирилл Игнатьев[185], а председателем совета директоров ОРТ — председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев[186]. Вещание ОРТ изначально планировалось начать с 1 февраля 1995 года[169]. Также было принято решение о введении моратория на рекламу с 1 марта. Но вечером того самого дня Листьев был убит в подъезде собственного дома спустя 3 часа после программы «Час пик». На следующий день по всем центральным каналам России (1-й канал Останкино, РТР, НТВ, ТВ-6, 2x2 и МТК, кроме Пятого канала) шли только информационные программы, а в остальное время транслировалась статичная заставка «Владислав Листьев убит»[187][188][189][190]. С 19:00 до 21:00 мск одновременно по всем центральным каналам шёл прямой эфир специального выпуска ток-шоу «Час пик», посвящённого Листьеву, а затем — вечер памяти телеведущего в концертной студии «Останкино»[191], на котором выступали друзья и коллеги покойного[192][193]. 20 марта Генеральным директором ОРТ стал Сергей Благоволин[194].

6 января 1995 года собственные Студия кинопрограмм и Студия литературно-художественных программ, сохранившиеся ещё со времён ЦТ СССР, объединились в одну студию «Искусство». К ней перешло производство всех передач и циклов на тему искусства, культуры и кино. Её руководителем стал Мидхат Шилов, который ранее отвечал за литературно-художественную редакцию РГТРК «Останкино»[169][195][196].

Сетка вещания на момент закрытия

На момент закрытия 1-го канала Останкино популярность его информационных программ стала резко падать. Новостные выпуски «ИТА Новости» и «ИТА Время» стали уступать по рейтингам другим информационным программам, особенно передачам «Вести» и «Сегодня» на РТР и НТВ[197]. Информации с передовой первой российско-чеченской войны, подаваемой на 1-м канале Останкино, зрители не доверяли: в информационных выпусках 1-го канала Останкино ход военных действий оценивался одобрительно, в то время как журналисты на РТР и НТВ[198] придерживались оппозиционных, прочеченских или антивоенных взглядов[199][200][201]. По степени доверия программа «Время» в те годы была самой невостребованной среди зрителей[202][203][204] (подача новостей на «первой телевизионной кнопке» изменилась только после замены «Останкино» на ОРТ)[205][206]. Новогодняя программа первой телевизионной кнопки собрала аудиторию вдвое меньшую, чем караоке-шоу на НТВ. Аудитория новостей становилась всё более возрастной: её зрительское ядро составляли в основном, пожилые люди с невысоким уровнем образования и консервативными политическими взглядами[207][208]. Другие программы[169], в частности, «Человек и закон» с Юрием Краузе или «Гол» с Владимиром Перетуриным (бывшее «Футбольное обозрение»), также воспринимались молодыми и активными зрителями как устаревшие[190][209][210][211][212] (особенно на фоне похожих передач на новых российских каналах вроде РТР, НТВ и ТВ-6)[213][214][215][216][217], а их качество нередко оставляло желать лучшего[169][218][190]; аналогичные претензии предъявлялись и к качеству кинопоказа[219]. Однако, несмотря на такое восприятие передач, на момент прекращения телевещания РГТРК «Останкино» 1-й канал Остакино в целом всё же продолжал лидировать по популярности в Москве[220].

Отдельной критике подвергалось то обстоятельство, что 1-й канал Останкино тех лет не удерживал свою зрительскую аудиторию в таймслотах после 21:40. В то время, когда на остальных каналах показывались фильмы или развлекательные шоу, на 1-м канале Останкино выходили преимущественно политические передачи, доносившие до зрителей провластную точку зрения на актуальные события[221][222] («За кремлёвской стеной», «Nota bene», «Из первых рук», которые делали Алексей Пиманов и Марина Некрасова, более известная как Юденич)[223], и значительная часть аудитории постоянно терялась[169][224].

Закрытие[ | ]

1 апреля 1995 года частоты 1-го канала Останкино перешли к ОРТ[225][226]. Новостные выпуски, как и до 1994 года, стали выходить в привычном графике, в 9:00, 12:00, 15:00, 18:00 и после полуночи с хронометражем 20 минут. Была упразднена дикторская служба (теперь дикторы не работали в кадре)[227][228]. Дневные перерывы также были исключены из сетки вещания (сохраняясь в некоторых субъектах РФ), при этом АО «GMS» из эфира не исчезло — оно продолжило вещать под логотипом ОРТ. На недолгое время РГТРК «Останкино» стала производителем ряда программ, сериалов и циклов[229][230][231][232]. Среди них были: очередной сезон телесериала «Мелочи жизни», встречи с Александром Солженицыным[233], «Играй, гармонь любимая!»[234] и др. Помимо этого, в зону её ответственности входили организация спортивных трансляций[7][235] и предоставление для повторного показа советских художественных и мультипликационных фильмов; кроме того, ОРТ работало в редакционных помещениях РГТРК «Останкино» и на принадлежащей ей же технике, а на входе в 1-й подъезд телецентра «Останкино» некоторое время рядом находились две таблички: РГТРК «Останкино» и «Общественное российское телевидение» (с государственным гербом)[236]. Информационное телевизионное агентство продолжало производить для телеканала ОРТ новости, программу «Время»[237][238], утренний канал «Телеутро»[239] и итоговый аналитический тележурнал «Воскресенье». Основным общественно-политическим ток-шоу ОРТ стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов, а ведущими программы «Час пик» стали Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв[240]. Многие передачи, сохранившиеся со времён или РГТРК «Останкино», или же ЦТ СССР[241], были закрыты уже во времена активной работы ОРТ[242][243][244][245].

С апреля по декабрь 1995 года в части печатных телепрограмм вместо ОРТ продолжали указывать название «1-й канал Останкино»[246][247], которое затем заменили на «1-й канал ОРТ» (такое неофициальное название многие печатные издания и сотрудники эфира канала использовали вплоть до осени 2002 года)[248][249][250][251][252] или же просто «ОРТ».

6 октября 1995 года был обнародован указ Президента РФ о ликвидации РГТРК «Останкино»[253], после чего 12 октября она была ликвидирована окончательно постановлением правительства РФ[254]. Производство программ «Новости», «Время» и «Воскресенье» перешло к Дирекции информационных программ ОРТ[255][256][257], программ «Человек и закон» и «Футбольное обозрение» — к телекомпании «САН-ТВ»[258], которая позднее станет телекомпанией «Регион» (в 1997 году трансформировалась в «РТС»), а программа «Версии» была закрыта и перешла на НТВ. В марте 1996 года было ликвидировано «ИТА», персонал, связанный с обеспечением телеэфира «Останкино», был сокращён, уволен[259][260] или интегрирован в штат ОРТ[261][24] или других каналов. При этом некоторые бывшие сотрудники ИТА, как Олег Точилин и Юлия Ракчеева, перешли в телекомпанию НТВ[262][263].

Время вещания[ | ]

  • Декабрь 1991—июнь 1993: по будням начинал вещание в 6:00, по субботам — в 7:30, по воскресеньям — в 8:00, эфир заканчивался в 1-4 часа ночи. По будням проводился перерыв в вещании с 12-14 до 14-15 часов[264]. С 24 февраля по 23 марта 1992 года по будням проводились перерывы и поздним вечером с полуночи до 1 часа ночи[265].
  • 1993—1994: перерыв в будничном вещании стал проводиться только по понедельникам[266] (не всегда, иногда и в другие дни недели)[267]. К тому времени вечернее вещание завершалось к 1-2 часам ночи. В июне 1994 года дневные перерывы не проводились.
  • Июнь—июль 1994: перерыв в вещании снова стал проводиться по всем будним дням с 12:20 (± 10 минут) до 16:00[268].
  • Август—октябрь 1994: перерыв стал начинаться часом раньше в 11:20[269]. В Москве и Санкт-Петербурге (а к началу сентября ещё в двенадцати городах России) в этом промежутке времени начинает работу «GMS». Днём 31 августа 1994 года «GMS» вещало только с 12 до 14 и с 15 до 16 часов в связи с прямыми трансляциями «Останкино» о выводе российских войск из Германии[270]. Вечернее вещание «Останкино» завершалось в 1-2 часа ночи. С 29 августа «GMS» вещало и в ночном эфире (с 1:00—1:15 до 4:00—4:30), вследствие чего вечернее вещание «Останкино» стало завершаться строго в 1:00.
  • Октябрь 1994—март 1995: перерыв стал начинаться в 11:00[271] (иногда чуть раньше[272]), а заканчиваться в 15:00 в связи с восстановлением на «Останкино» рубрики «Предприниматель».

Руководители[ | ]

«1-й канал Останкино», входя вместе с «4-м каналом Останкино» в РГТРК «Останкино», имел общего генерального директора, а также общие производящие отделы («студии»), такие, как «Информационное телевизионное агентство» (до осени 1991 года — «Студия информационных программ»), «Студия музыкальных и развлекательных программ», «Студия кинопрограмм» и так далее.

Председатели РГТРК[ | ]

Генеральные директора[ | ]

Директора телевидения[ | ]

Музыкальные оформители[ | ]

Примечания[ | ]

  1. 1 2 РГТРК "ОСТАНКИНО" на audit-it.ru. Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  2. Государственный рупор или Богом забытая отрасль?. Литературная газета (15 июня 1995). Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  3. «Канадец уложил Харламова — лицо разбито, майка разорвана. В следующем матче наши отомстили». Главный режиссер спорта в СССР. Спорт-Экспресс (23 апреля 2021). Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  4. Российская государственная телерадиокомпания "Останкино" : [рус.]. — Большой энциклопедический словарь, 2000. — «Основана в 1991. Правопреемница Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию».
  5. Организация РГТРК "ОСТАНКИНО". Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  6. Проверка АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение». Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  7. 1 2 Аркадий Ратнер. Азарт и партизанщина спортивной рекламы. Почему ее появление вызвало негодование как болельщиков, так и функционеров. Спорт-уик-энд (13 августа 2021). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  8. Л. Зелькова. Эдуард Сагалаев. Союза нет, распался "центр", но так и не решён вопрос: кому достанется телевидение?. — Московская правда, 11 января 1992. — «Кто сейчас управляет и владеет бывшим Центральным телевидением? Чье оно теперь?
    —В соответствии с указом Б.Ельцина — это Российская государственная телерадиокомпания "Останкино". Она должна осуществлять информационные, культурные интересы стран-членов СНГ и России... <...> Из старых сотрудников останутся те, кто может что-то предложить».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Администрация Президента Российской Федерации (27 декабря 1991). Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  10. ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ. Российская газета (2 декабря 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  11. Егор Яковлев — во главе «Останкино», Лен Карпинский — в «МН». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  12. ТВ - это вам не газета!. Культура (23 мая 1992). Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  13. У "Времени" в плену. Российская газета (22 июля 1995). Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  14. Евгений Киселёв: «Бросить „Итоги“? Ни за что!». ТВ ПАРК (11 января 2002).
  15. Евгений Киселёв: «Гусинский сказал: „Ребята, это мелко. Мы должны создать независимый телеканал“». Открытая Россия (14 июня 2017). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  16. 25 лет НТВ. 1 апреля. ОРТ. 1995 год. НТВ (1 апреля 2019). — «Сегодня зрители первого канала не нашли на экранах своих телевизоров привычного эфирного знака телевидения "Останкино". Единица в квадрате сменилась единицей в круге, ознаменовав тем самым начало Общественного российского телевидения. Несмотря на все пессимистические прогнозы, ОРТ начало, как и обещало, своё вещание 1 апреля». Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
  17. Телепрограмма на 31 января 1992 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 22.30 Тема». Дата обращения: 10 декабря 2020. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  18. Выходит ток-шоу «Тема». 31 января 1992 года. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 21 ноября 2020. Архивировано 28 октября 2020 года.
  19. Александр Любимов: "Нового «Взгляда» не будет никогда". Вечерняя Москва. Дата обращения: 13 декабря 2020. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  20. Александр ЛЮБИМОВ: ДУМАЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА БУДЕТ И ДАЛЬШЕ ВСЕ МЕНЬШЕ СМОТРЕТЬ ТВ. Новая газета (27 октября 2005). — «У него был свой «Взгляд». Потом был «Красный квадрат», «Один на один», «Здесь и сейчас», «Взгляд с Александром Любимовым»…».
  21. Александр Политковский. Интервью одного из ведущих программы «Взгляд». Meduza (25 ноября 2015). Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 16 января 2021 года.
  22. ПОЛИТКОВСКИЙ. “ПОЛИТБЮРО”. Новый Взгляд (14 марта 1992). Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 5 марта 2021 года.
  23. НТВехи. Этим каналом нельзя было командовать, и он был просто обречен на конфликт с властью. Еженедельный журнал (7 октября 2003).
  24. 1 2 3 Юрий Богомолов. Четвёртая годовщина ОРТ. Праздник со слезами на глазах. Известия (26 марта 1999). — «Телекомпания ОРТ, как известно, родилась на развалинах "Останкино". Причём на остатках развалин, потому что уже существовали РТР, НТВ и ТВ-6, куда и ушли самые ценные и работоспособные кадры — как технические, так и творческие. "Останкино", рассказывает известный учёный-социолог Всеволод Вильчек, стоявший у истоков создания и становления компании, представляло собой на тот исторический момент своего рода проходной двор для случайных людей, неслучайных и многочисленных посреднических рекламных агентств. Эфир был захламлен несчетным количеством (около 250) плохо сделанных передач с низким рейтингом...». Дата обращения: 5 ноября 2021. Архивировано 5 ноября 2021 года.
  25. "Свобода" 20 лет назад. Финансовая история Первого канала. Радио Свобода (12 ноября 2017). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  26. Самошин, Сергей. Боровой стал советником Яковлева (рус.), Газета «Коммерсантъ», № 49 (23 декабря 1991). Архивировано 24 сентября 2014 года. Дата обращения 4 декабря 2013.
  27. Реклама как двигатель регресса спортивного ТВ. Радио Свобода (10 апреля 2006). — «Помню, как в 1993 году[прояснить] спортивную редакцию Гостелерадио СССР сурово наказали за... появление во время игры "бегущей строки", рекомендовавшей лучшие мастерские, где можно отремонтировать то ли "Жигули", то ли "Москвичи"». Дата обращения: 3 апреля 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
  28. КАК ЦСКА "ЖЕНИЛИ" НА ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ. Спорт-Экспресс (14 сентября 2016). — «Тогда в "Останкино" даже не было коммерческого отдела. Каждая редакция старалась заработать самостоятельно у всех только и болела голова как бы заработать. В результате не обходилось без самодеятельности. Помнится за неимоверные по тем временам деньги пустили бегущей строкой рекламу: желающие отремонтировать автомобиль, приезжайте в наш техцентр. Получили страшный нагоняй от Team Marketing, потому что речь шла об автомобильной компании-конкуренте спонсора Лиги чемпионов. Хотели обложить нас штрафом, да, видимо, пожалели». Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 31 марта 2019 года.
  29. Дело АО ОРТ. Коммерсантъ (29 апреля 1995). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 15 февраля 2021 года.
  30. №18 / Вместе у телевизора. Еженедельный журнал (18 июня 2003).
  31. «Влад Листьев убит»… К обстоятельствам одного из самых громких преступлений 90-х годов. Советская Россия (28 февраля 2015). — «В государственной телерадиокомпании "Останкино" выполнение планов вещания возлагалось на творческие объединения или студии, непосредственно входящие в состав ТРК. Таковыми к примеру, являлись студия "Эксперимент", Студия народного творчества, Детская студия, объединение "Экран". В них были заняты на постоянной основе, т.е. состояли в штате, журналисты, режиссеры и другие творческие работники, вспомогательный персонал. Подобные структурные подразделения по своему статусу были близки к прежним главным редакциям Центрального телевидения. Но имелось и важное отличие. В новых рыночных условиях творческие объединения (студии) "Останкино" наделялись относительной самостоятельностью в расходовании бюджетных средств. В итоге свои студии практически бездействовали, а сторонние купались в заказах». Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано 11 апреля 2021 года.
  32. Централизация может помочь в борьбе с коррупцией. Коммерсантъ (5 февраля 1994). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  33. Вот компания какая. Коммерсантъ (18 февраля 1997). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 19 июня 2020 года.
  34. Бородина, Арина. Первые кнопки России (рус.), Коммерсантъ-Власть, № 13 (616) (4 апреля 2005), С. 32. Архивировано 17 августа 2017 года. Дата обращения 17 августа 2017.
  35. О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», проведённой Счетной палатой Российской Федерации. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  36. Turner Plans a TV Station in Moscow: Broadcasting: CNN’s parent seeks Russian approval of a joint venture with a local company (англ.). Los Angeles Times (23 июля 1992). — «Eduard Sagalaev, president of MIBC and former director of the state-owned Ostankino Television Co». Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  37. Воистину плюрализм. Российская газета (29 апреля 1994). Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  38. Заставь ТВ богу молиться.... Российская газета (6 мая 1994). Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  39. Ростова, Н. Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жёстко» : [арх. 17 мая 2018] // Расцвет российских СМИ : Эпоха Ельцина. 1992-1999. : интервью. — Ельцин Центр.
  40. ВЕХИ МАЛАШЕНКО: ЦК, НТВ, СОБЧАК. The New Times (6 ноября 2017). Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 3 мая 2019 года.
  41. ТВ без правительства лучше, чем правительство без ТВ. Игорь Малашенко о месте НТВ в истории государства Российского. Новая газета (28 сентября 1998).
  42. Телепрограмма на 4 октября 1992 года. ТВ Ревю. — «Останкино-1 19.55 Впервые на телеэкране. Художественный фильм "Звёздные войны"». Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  43. Видеопираты оставили «Останкино» без «Звёздных войн» Архивная копия от 25 февраля 2012 на Wayback Machine // Газета Коммерсантъ. — 06.10.1992
  44. Президент не втиснулся. Независимая газета (26 апреля 2005). Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 2 мая 2014 года.
  45. Президент обращался не к народу. Независимая газета (29 апреля 2005). Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 5 декабря 2019 года.
  46. Готов работать в любом режиме. Forbes (3 марта 2012). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  47. Телезвезды. Станислав Кучер. Интервью одного из главных ведущих «старого» ТВ-6. Meduza (11 марта 2016). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 13 марта 2016 года.
  48. Воробьёв, Александр, Самошин, Сергей. Егор Яковлев: я ухожу с тяжёлым сердцем (рус.), Коммерсантъ, № 44 (25 ноября 1992). Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  49. 1 2 3 Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), С. 11. Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  50. Евгений Киселёв. Исполнилось 10 лет НТВ. Газета (10 октября 2003). Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 11 декабря 2021 года.
  51. Воробьёв, Александр. Председатель «Останкино»: политической суеты не замечаю (рус.), Коммерсантъ, № 38 (3 марта 1993). Архивировано 27 декабря 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  52. НТВ мне смотреть тяжело. Михаил Бергер. Игорь Малашенко, один из отцов-основателей НТВ, отвечает на вопросы главного редактора "Журнала" Михаила Бергера. Еженедельный журнал (7 октября 2003).
  53. 1 2 Ирина Петровская. Песня года. "Над землёй летели лебеди". Исполняет сводный телевизионный ансамбль. Солист - НТВ // Известия. — 1996. — 19 октября. — «То, что творилось на телеэкранах две последние недели, живо напоминало „Останкино“ периода борьбы Горбачёва с Ельциным и Ельцина с хасбулатовским Верховным советом. По приёмам, безусловно, похоже: те же горы компромата, ежедневно вываливаемые на головы бедных зрителей, та же откровенная ангажированность, тот же агрессивный глумливый тон в сообщениях о противнике… <…> Тогда многие журналисты не скрывали отвращения к тому, чем им приходится заниматься, некоторые даже отказывались участвовать в этом, покидая стены независимого госТВ. В сентябре 1993 года большая группа сотрудников службы информации „Останкино“ во главе с Олегом Добродеевым и Евгением Киселёвым распрощались с родной компанией и создала независимую, свою…»
  54. ТВ-неделя. Соловьёвская песнь. Культура (17 февраля 2005). Дата обращения: 16 июля 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  55. 1 2 Евгений Киселёв назначен генеральным директором НТВ. Лента.ру (3 февраля 2000). — «Жесткая цензура и постоянное давление привели к тому, что в 1993 году Киселёв покинул «Останкино», взяв с собой свою программу на вновь созданный канал НТВ». Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  56. Анатомия пропаганды. Open Democracy (5 сентября 2015). — «Для российского зрителя, прежде всего, НТВ был символом „нового и прогрессивного телевидения“, которое первым смогло перенять лучшие телевизионные форматы и с 1993 года делало профессиональное телевидение. <...> Канал был создан профессиональными журналистами: Олегом Добродеевым и Евгением Киселёвым. В 1993 году они решили, что не могут работать в „советском формате“, обслуживая интересы президента России Бориса Ельцина». Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 22 октября 2020 года.
  57. Евгений Киселёв. Плохие новости. Газета.ру (2 мая 2006). — «Морально мы готовы были ждать очень долго — так хотелось уйти с опостылевшего государственного телевидения в настоящую независимую журналистику». Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 28 ноября 2021 года.
  58. ВЕРА, СВОБОДА, TV. Огонёк (13 октября 2003).
  59. Игорь Малашенко: «Всякая аудитория имеет то телевидение, которого заслуживает». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 28 октября 2021 года.
  60. «Можно любить, можно ненавидеть, но смеяться над царем — неслыханно»: The Bell публикует не выходившее раньше интервью Игоря Малашенко. The Bell (27 февраля 2019). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 30 июля 2019 года.
  61. «На государственном ТВ сегодня работать неприлично!», — утверждает, покидая «Останкино», Олег Добродеев. Независимая газета (14 августа 1993). — «Ориентировочно НТВ начнёт вещание в октябре. По словам Малашенко, к нему в ближайшее время перейдёт около 150 сотрудников ИТА». Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  62. МУЖ & ЖЕНА. Московский комсомолец (25 ноября 1999). Дата обращения: 3 апреля 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  63. 1 2 Телепрограмма на 10 октября 1993 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Итоги». Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  64. Десять лет НТВ — всё не так, ребята. Русский курьер (13 октября 2003). Дата обращения: 17 февраля 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.
  65. Новости — наша профессия. 20 лет НТВ. Сноб (15 июля 2013). Дата обращения: 3 апреля 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  66. Смотрим телевизор. Десятилетие "НТВ". Радио Свобода (6 октября 2003). — «Такое телевидение надо было журналистам, которые, как вы знаете, в массовом порядке уходили с "Останкино", чтобы присоединиться к малопонятной компании - это теперь может казаться, что ну, конечно, "НТВ" дело бы верное и так далее. Ничего подобного в 1993-м году в помине не было. Это была чистая авантюра. И люди, которые уходили из "Останкино" к нам, безусловно, многим рисковали». Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 8 декабря 2021 года.
  67. Праздник со слезами на глазах. Известия (11 октября 2003). — «И мы еще споем. И они действительно споют, звезды канала, специально написанную к юбилею песенку, по строчке на брата (сестру), как в начале 90-х спели звезды Гостелерадио песню про улыбку, которая, без сомнения, вдруг коснется наших глаз. Спели и вскоре разбрелись по разным каналам, возникшим на обломках советского телевизионного самовластья». Дата обращения: 14 июля 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  68. "Ниже падать уже некуда". Коммерсантъ-Власть (13 октября 2003). Дата обращения: 17 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  69. Моё НТВ. Откровения Татьяны Митковой. НТВ (10 октября 2013). Дата обращения: 21 ноября 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  70. Михаил Осокин: "Никакой "киселёвской команды" не существует". Русский репортёр (2003).
  71. Роман Супер. Осокин выключил телевизор. Радио «Свобода» (25 января 2016). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  72. Глава первого канала Вячеслав Брагин отправлен в отставку. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 12 ноября 2018 года.
  73. Приёмные дети Беллы Курковой. К вопросу о приватизации электронных средств массовой информации. Советская Россия (28 сентября 1993). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 17 января 2020 года.
  74. Владимир Шубин. Владимир Лусканов: "Журналисту без войны адреналина хватает". — Литературная газета, 20 октября 1999. — «Начинал в программе "Время". В его послужном списке репортажи из Приднестровья, Южной Осетии, Грузии, Абхазии, Чечни. Последние два года Лусканов работает в новом качестве - комментатором на НТВ. Редактирует военные материалы своих коллег, решает, что пускать в эфир, а что нет. <...> Иногда в Чечне работало до 6 наших съемочных групп - это 30-35 человек, но после известного похищения Елены Масюк мы сократили свое присутствие в Чечне до минимума».
  75. Лусканов Владимир. Телеобъектив.
  76. СНИМИТЕ ГАЛСТУК! ЗАЙЦЕВА ИДЕТ!. Новая неделя (28 декабря 2007). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  77. Ничего личного. Заместитель гендиректора канала НТВ Александр Герасимов убежден, что «с телевизионной каторги возможен только побег или расстрел». Новые известия (11 июня 2004). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  78. Владимир КАРА-МУРЗА: потомок Чинхгисхана и свидетель века. Антенна-Телесемь (4 мая 2000).
  79. ТВС продолжают хоронить. Независимая газета (19 июня 2003). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 июня 2015 года.
  80. Марианна Максимовская: "Временно исполняю обязанности вечерней телезвезды". Комсомольская правда (21 августа 1998).
  81. СЕМЬЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ. Профиль (28 августа 2000).
  82. СВЕТЛИЧНЫЙ Михаил Юрьевич, бывший заместитель Директора информационных программ ОРТВ. Лабиринт. Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  83. Современная пропаганда более агрессивная. Рамблер (29 января 2018). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  84. НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1994). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  85. На четвёртом канале выходит НТВ. Расцвет российских СМИ (17 января 1994). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  86. Майоров у микрофона не «завязывал бантики». Спортивное телевидение. Сome back. Воспоминания. Часть вторая. Спорт-уик-энд (2 июня 2021). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  87. Ни "Колобка" вам, ни Сукачёва.... Российская газета (15 апреля 1994). — «Мощную атаку на главных конкурентов — "Останкино" и РТ — предпринимает НТВ в лице своей студии спортивных передач. Количество и качество подготовленных на студии программ весьма впечатляет. <...> Передачи, которые будет вести Евгений Майоров, продлятся до начала мирового первенства в Америке». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  88. Евгений Майоров всё выиграл в хоккее и стал большим комментатором. Он нашёл и воспитал Розанова. Sports.ru (16 апреля 2019). Дата обращения: 21 ноября 2020. Архивировано 21 апреля 2019 года.
  89. Начало. Sports.ru (1 ноября 2011). Дата обращения: 3 апреля 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  90. Что я думаю о современном TV. Записки телережиссёра. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова.
  91. Плохие новости на НТВ раньше читали только некрасивые люди. Экспресс-газета (2 декабря 2018). — «А Малашенко пригласил меня [Владилена Арсеньева], я тогда работал в "Останкино" главным редактором кинопрограмм. Ведь кроме новостей у новой команды ничего не было! Пришлось "рисовать" НТВ с нуля, придумывать все подряд...». Дата обращения: 13 июля 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  92. Телевидение. Шестой канал?. Культура (1 августа 1992). Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  93. Эдуард Сагалаев. Когда журналисты были свободны. Документальный телевизионный роман. — М.. — Эксмо, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-04-119020-0. — «Их было очень много — крутых, молодых, совершенно не вписывавшихся в советскую сетку вещания ТВ молодых журналистов. Я приглашал их работать на ТВ-6 — фактически в никуда. Они не знали, что это за канал. Они не видели ещё ни одного его выпуска — но они шли. Однажды меня спросили: "А как Вы их убеждали? Ведь Вы же не могли пообещать огромные зарплаты?". Не мог и не обещал. Я обещал кураж... А здесь каждый из нас все вместе делали своё телевидение. Оно было наше»
  94. ЛАПИНА Елена Владимировна. Лабиринт (28 августа 2001). Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 21 сентября 2021 года.
  95. Наши авторы. — Искусство кино, август 2002. — «Собакарь Наталья Сергеевна — сценарист, режиссёр. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, ВКСР... С 1992 по 2001 г. работала режиссёром на Первом и Шестом телеканалах».
  96. "Моё кино": очередь на исповедь. Российская газета (12 августа 1995). Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  97. День за днём. Известия (5 октября 1993). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  98. Завершение трансляции — 3 октября 1993.. Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 20 февраля 2019 года.
  99. Каналы, выходящие из «Останкино», прекращают вещание. Расцвет российских СМИ (3 октября 1993). Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано 5 марта 2019 года.
  100. Телепрограмма на 3 октября 1993 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 19.00 Футбол. Чемпионат России. „Ротор“ (Волгоград) — „Спартак“ (Москва). 2-й тайм. Трансляция из Волгограда». Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 9 февраля 2022 года.
  101. Владимир КАРА-МУРЗА: ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕНЗУРЫ ПОБУДИЛИ ОСНОВАТЬ НТВ. Новая газета (24 февраля 2005).
  102. Война у Белого дома. Коммерсантъ (3 октября 2018). Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 8 июня 2020 года.
  103. Ъ-Газета — Хроника событий. Дата обращения: 27 января 2019. Архивировано 25 февраля 2019 года.
  104. Октябрь уж отступил. Архивная копия от 4 февраля 2011 на Wayback Machine В. Куцылло. Журнал «Власть», № 38 (541) от 29.09.2003.  (Дата обращения: 23 августа 2009)
  105. Клариса Пульсон. Теле-шок недели. Трагедия информации. Культура (9 октября 1993). — «Шок, самый настоящий шок, иначе и не назовёшь то состояние, когда один за другим вырубались каналы. Первый, четвёртый, шестой, Москва... Захлебнулся на полуслове радиоприёмник. „В живых” остались только две кнопки: вторая и пятая, „Россия” и „Санкт-Петербург”, которые невозмутимо следовали заявленной программе». Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  106. Сергей Фомин. Апология кнопки. Записки у телевизора. ЛитРес (19 января 2021). — «В восемь вечера первый канал прекратил работать, прервав трансляцию футбольного матча "Спартак" — "Ротор". РТР показывает американский фильм "Смертельный полёт", в который врезаются выпуски "Вестей". Московский и четвёртый каналы тоже не работают. <...> Питерцы читают то, что рассказывают им по телефону дозвонившиеся из Москвы добровольцы». Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  107. CNN вещает на шестом и втором каналах. Рождение российских СМИ. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
  108. Владимир Мукусев. Коммерсантъ № 80 (1262) (30 мая 1997). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 26 июня 2015 года.
  109. Киселёв Евгений Алексеевич. Агентство федеральных расследований. Дата обращения: 24 февраля 2022. Архивировано 25 февраля 2022 года.
  110. В системе гостелевещания наступил кризис неплатежей. Коммерсантъ (11 февраля 1994). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  111. Проблемы долгов связистам. Коммерсантъ (20 февраля 1996). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  112. Прописаны в "Городке". Российская газета (9 февраля 1996). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  113. Забастовка российских связистов. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  114. На рынке мыльных опер становится тесно. Коммерсантъ (26 марта 1994). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  115. Акционирование первого канала: Как эта идея обсуждалась в СМИ?. Дата обращения: 27 мая 2020. Архивировано 5 мая 2020 года.
  116. Human Rights and Minorities in the New European Democracies- Educational and … — Cezar Bîrzea — Google knygos (англ.). Дата обращения: 7 апреля 2018. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  117. РОССИЙСКОЕ ТВ ВЫХОДИТ В ЭФИР. А КРАВЧЕНКО БОЛЬШЕ НЕ ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ. Коммерсантъ-Власть (8 апреля 1991). Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  118. Телепрограмма с 11 по 15 мая 1992 года. 7 дней.
  119. Телепрограмма с 7 по 9 сентября 1992 года. 7 дней. Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  120. Телепрограмма с 14 по 15 сентября 1992 года. 7 дней. Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  121. МЫЛЬНАЯ ОПЕРА ПО-РУССКИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" СНОВА ВЫХОДЯТ НА ТЕЛЕЭКРАН. Российская газета (9 сентября 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  122. Телепрограмма с 28 по 29 сентября 1992 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 21.45 Мелочи жизни». Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  123. Сергей Муратов. ТВ – эволюция нетерпимости. — 2001. — «В 1992 году руководство "Останкино" решило пойти навстречу критикам. Фильм Параджанова "Ашик-Кериб" поставили в сетку чуть ли не в восемь вечера».
  124. Телепрограмма на 4 сентября 1992 года. — «1-й канал Останкино 21.40 В клубе детективов».
  125. ПРОДЮСЕРА НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Владилен Арсеньев: от "Бригады" я отказался. Вечерняя Москва. Дата обращения: 20 апреля 2020. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  126. Бразильское «мыло» уже не мило?. Собеседник (21 февраля 2006).
  127. «ТАЙНА БИЛЛА КОСБИ» И ДРУГИЕ СЕРИАЛЫ «КОЛАМБИИ ПИКЧЕРС». Российская газета (19 августа 1994). — «"Коламбия пикчерс" — американская кинокомпания, входящая в пятерку крупнейших, за последние без малого два года стала вполне привычным гостем нашего домашнего экрана. В будущем году многие телезрители, похоже, будут субботние и воскресные вечера коротать в обществе "Коламбии". Рассказывает директор Студии кинопрограмм Российской государственной телекомпании "Останкино" Владимир ШМАКОВ». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  128. Владимир Шмаков. Международная академия телевидения и радио (IATR) (2 марта 2009). — «Именно в эти годы зрители 1 канала познакомились с первыми "мыльными операми" "Богатые тоже плачут", "Просто Мария", "Дикая роза". Более взыскательный зритель увидел в те годы на 1 канале лучшие фильмы производства "Коламбии Пикчерз", знаменитые телесериалы "Твин Пикс", "Возвращение в Эдем" и многие другие». Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 27 октября 2021 года.
  129. «ТВ-Ревю» Рубрика «На вкус зрителя» 14 сентября 1992 года
  130. ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ и ПОСМОТРЕТЬ. Российская газета (26 августа 1994). — «Иностранные сериалы слегка приелись нашему зрителю, хотя продолжают "держать" самый высокий рейтинг у критиков и любителей кино». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  131. Энциклопедия кино, ст. «Телевизионное кино». Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  132. Телепрограмма с 31 августа по 1 сентября 1992 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  133. Было дело. Как показывали Альбервилль-92. Sports.ru (12 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 12 февраля 2020 года.
  134. Было дело. Как показывали Лиллехаммер-94. Sports.ru (20 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  135. Последний бой. Как показывали финалы кубка России. Sports.ru (22 мая 2019). Дата обращения: 25 мая 2019. Архивировано 25 мая 2019 года.
  136. Было дело. Как показывали Евро-92. Sports.ru (13 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  137. Было дело. Как показывали ЧМ-94. Sports.ru (21 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  138. ТВ не покажет Лигу чемпионов. Мяч больше не попадает в телевизионную сетку. Коммерсантъ (5 марта 1997). Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.
  139. Лигу чемпионов увидят немногие, но Виталию Мутко нет до этого дела. Радио Свобода (28 августа 2006). — «Клубы к правам на трансляции игр Лиги чемпионов никакого отношения не имеют. Их покупают телекомпании, причем делают это заблаговременно. Так всегда было с 1992 года, когда их сначала купило „Останкино“, затем ОРТ, затем НТВ, и вот теперь НТВ-ПЛЮС». Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  140. Когда-то Первый канал показывал ЛЧ. Sports.ru (29 декабря 2017). Дата обращения: 27 января 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  141. Андрей Голованов: «Считаю, что практика парных репортажей вообще порочна». Sports.ru (7 июля 2015). Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
  142. Как в 90-х показывали хоккей на ТВ: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной. Sports.ru (3 июля 2020). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  143. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 1. Sports.ru (20 марта 2019). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 22 марта 2019 года.
  144. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 2. Sports.ru (20 марта 2019). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 22 марта 2019 года.
  145. НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1994). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  146. «Уимблдон» купили за 10к долларов, а «Ролан Гаррос» показывали после речей Собчака. Так теннис появился на ТВ. Sports.ru (24 апреля 2019). Дата обращения: 26 апреля 2019. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  147. Победа, которую мы не увидели. Главные российские телеканалы плюнули в душу российским болельщикам, не показав финал Кубка Дэвиса. Комсомольская правда (6 декабря 2002). Дата обращения: 12 марта 2020. Архивировано 18 января 2021 года.
  148. РЕЙТИНГ ТЕЛЕНЕДЕЛИ. При наличии отсутствия событий. Аргументы и факты (21 декабря 1993). Дата обращения: 27 января 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  149. Спортивное телевидение. Сome back. Аркадий Ратнер. Воспоминания: 90-е годы - время перемен. Брали не количеством, а разнообразием. Часть четвертая. Спорт-уик-энд (24 июня 2021). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  150. Пока у вас все дома. Исполнилось пять лет телепередаче "Пока все дома". Новая газета (16 марта 1998).
  151. Евгений Киселёв. Новости — действительно наша профессия. Первые три года самые сложные. Панегирик. Итоги (8 октября 1996).
  152. Владимир Кара-Мурза ходит по краю пропасти. Но менять свои убеждения не намерен. Независимая газета (30 апреля 2004). Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 декабря 2018 года.
  153. Вера Челищева. Пороки в своём отечестве // Новая газета. — 2021. — № 51. — С. 14—27.
  154. Телепрограмма на 23 января 1994 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Итоги». Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  155. Имамова, Е. И. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (конец 80-х – 90-е годы).. Московский государственный университет (2000). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  156. Анри Вартанов. С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1997). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  157. Прощай, простушка Мария!. Российская газета (8 апреля 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  158. Медведев Сергей Константинович. ИИЦ «Панорама». Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 15 июня 2013 года.
  159. Будни с Листьевым. Российская газета (3 июня 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  160. У Политковского пьют не только чай. Российская газета (27 мая 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  161. В эфир выходит «Час пик» Владислава Листьева. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  162. Ведущий прощается с «Темой». Российская газета (25 марта 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  163. Пятым будешь?. Комсомольская правда (9 апреля 1999).
  164. Виталий ВУЛЬФ // Счастливых людей не бывает. Дело (23 октября 2006).
  165. Океан по имени Вульф. Аргументы и факты (15 марта 2000). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  166. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА, если хотите научиться ими пользоваться, смотрите новую программу "Если...". Российская газета (12 августа 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  167. Фокус перед камерой. Российская газета (4 июля 1997). — «Дело в том, что "Класс" вполне обеспечивает детское вещание на канале ОРТ. На всех остальных телеканалах, исключая РТР, детского вещания нет вовсе. <...> Исторически сложилось так: была детская редакция телевидения "Останкино", и почти автоматически она перебралась на ОРТ. Но у всякой телекомпании есть предел, дальше которого она не может развиваться». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 21 января 2022 года.
  168. И наконец, кто это "мы"?. Класс! (1 сентября 2001).
  169. 1 2 3 4 5 6 Реорганизация на 1 канале "Останкино". Коммерсантъ (24 февраля 1995). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  170. Телепрограмма на 25 июля 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  171. Телепрограмма на 1 августа 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  172. ПРЕСС-СЛУЖБА "ОСТАНКИНО" СООБЩАЕТ: МЕСТО В ЭФИРЕ ПУСТО НЕ БЫВАЕТ. Российская газета (29 июля 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 9 марта 2022 года.
  173. Конфликт в ГТРК "Останкино". "Усталых джентльменов" заменил советский фильм. Коммерсантъ (8 октября 1994). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  174. 50 лет в эфире. Программе «Время» исполнилось полвека. Вечерняя Москва (21 декабря 2017). — «Был период в начале 90-х, когда у нас имя отняли. То есть выходила не программа "Время", обычные банальные новости на ее месте. Тоже с ведущими, но это назывались "Новости". А потом нам имя вернули».
  175. Broadcasting in Russia / Gangsters Capitalize as State Central Wanes. The Perils of NTV and Other ‘Glasnost’ Offshoots (англ.). The New York Times (5 марта 1995). — «NTV’s courage emboldened Ostankino and the other state-owned station, Russian Television (RTR, or Channel 2), to deliver more balanced news. Early in the Chechnya campaign. Ostankino reverted to calling its news program “Vremya”, or time, the old Soviet title, and even read some official communiques».
  176. Телепрограмма с 26 по 31 декабря 1994 года. Московский комсомолец (23 декабря 1994). — «1 КАНАЛ "ОСТАНКИНО" 21:00 — „Время“». Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
  177. "Время" собирает камни. Российская газета (16 января 1998). — «В 1991 году исторические перемены, обрушившиеся на страну, распад СССР, коснулись “государственного телерупора” . Программа “Время" перестала выходить в эфир под своим именем. <...> Свое законное имя программа первого телеканала восстановила в ноябре[прояснить] 1994 года. К тому времени ее питомцы стали создателями новых информационных структур в других телекомпаниях. Но первая программа по-прежнему держит рейтинг, несмотря на трудности, конкуренцию и политические бури». Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 6 февраля 2022 года.
  178. На чужой каравай ОРТ не разевай!. Российская газета (17 марта 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  179. Взгляд 1995 (24.03.1995). Дата обращения: 5 апреля 2020. Архивировано 6 октября 2019 года.
  180. О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  181. Телевидение: годы 1990 - 2000. Среdа (1 июня 2000).
  182. Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». Официальный интернет-портал правовой информации (29 ноября 1994). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  183. ВАРИАНТ ЭФИРНОЙ СЕТКИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ВЛАДОМ ЛИСТЬЕВЫМ, ХРАНИЛСЯ В ТАЙНЕ. Дата обращения: 18 сентября 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  184. Отчет о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение» (с. 1)
  185. Кирилл ИГНАТЬЕВ: «КАК МЫ СОЗДАВАЛИ ОРТ И СТИРАЛИ ГРЯЗНЫЕ «ДЖИНСЫ». Огонёк (13 апреля 1997). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  186. Кирилл Игнатьев. Тайна убийства Влада Листьева. LiveJournal (1 марта 2020). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  187. Белоусов В. Кто убил Влада Листьева?. — М.: Современная литература, 1995. — 416 с. — ISBN 985-6202-67-1.
  188. Годовщина смерти Владислава Листьева. Убийство Листьева окутано тайной. Вести недели (28 февраля 2010). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  189. Убит Влад Листьев. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 2 декабря 2019 года.
  190. 1 2 3 Ирина Петровская. Какая разница, за что его убили?. — Известия, 2 марта 1996. — «Год назад убили Владислава Листьева. Не забыть его портрет в чёрной немой рамке экрана — на всех каналах. Не забыть лаконичный, леденящий душу титр: "Владислав Листьев убит". <...> Столь же жестоко и походя о том, что осталось после него: неталантливый первый канал, почти весь сдутый с западных трафаретов, надоевшие программы, которые запускал Листьев... Тем удивительнее, что нынешним "вожатым" ОРТ во главе с Константином Эрнстом удалось-таки превратить архаичный, терявший аудиторию, деградировавший канал в современное динамичное телевидение со всë более ощутимым "человеческим" выражением лица. <...> По-прежнему пропаганду идей правительства... здесь организуют в виде набивших оскомину отчётов с расширенных заседаний, ломая программу и отпугивая зрителей. Много на канале случайного, ненужного, устаревшего».
  191. 1 марта 1995 года. Владислав Листьев. Убит. Коммерсантъ-Деньги (8 марта 1995). Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  192. И это всё о нём.... Культура (11 марта 1995). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 27 января 2021 года.
  193. Минимальное влияние. Известия (13 октября 2006). Дата обращения: 7 декабря 2021. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  194. Генеральным директором ОРТ назначен Сергей Благоволин. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  195. “МИСС ПРЕССА-94″: БЫЛОЕ И ДУМЫ. Новый взгляд (21 мая 1994). — «Мидхат ШИЛОВ, директор студии литературно-художественных программ РГТРК “Останкино”». Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  196. День за днём. 30 декабря 1993 года. Российская газета, Ельцин Центр (30 декабря 1993). — «О планах студии литературно-художественных программ РГТРК "Останкино" рассказывает ее директор Мидхат Шилов». Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  197. «Полю чудес» нет равных. Российская газета (1 апреля 1994). — «Особенно впечатляет стремительный рост популярности программ новостей "Сегодня". Дебютные передачи собирали не более 5 процентов зрителей. А сегодня их рейтинг поднялся на двенадцать пунктов». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  198. РТР 1990-х. Государственный канал, который не жалел власть. Vatnikstan (10 августа 2021). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  199. Вторая чеченская. Среdа (1 ноября 1999).
  200. ГОРЬКОЕ ПОХМЕЛЬЕ. Завтра (25 ноября 1997). Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано 28 октября 2020 года.
  201. Самоцензура. Российское общество больше не хочет быть объективным по отношению к Чечне и чеченцам. Итоги (19 октября 1999). — «Зато НТВ с яркими репортажами Елены Масюк, Сергея Гапонова и других, показывавших ужасы и бессмысленность той войны, именно тогда завоевал себе славу самого профессионального и по-настоящему независимого телеканала. Да и государственное РТР в целом занимало антивоенную позицию».
  202. Первая телевизионная война. Расцвет российских СМИ. — «В результате "Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", а также российское государственное телевидение РТР и НТВ сменили лояльное отношение к президенту на резко оппозиционное. Лояльность сохранили только первый канал "Останкино" и "Российская газета"». Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 19 июля 2020 года.
  203. Война в Чечне глазами журналистов: 25 лет спустя. Павел Лобков, Вячеслав Измайлов. Открытая библиотека (25 ноября 2019). — «В это время на "Первом канале" идёт такое, что в Грозном восстановлен конституционный порядок, повесили светофор на улице. Вопрос — а кто же его разрушил, этот светофор? Вот такие шли материалы на "Первом канале", мы ржали просто». Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  204. Павел Лобков: «Человек, который признал базовые ценности, открыл архивы, обеспечил свободу слова, пускай и ценой коррумпированной олигархической системы, всё равно лучше, чем герметичный ЦК». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 7 июля 2019 года.
  205. Владимир Кара-Мурза: На ТВ есть только потоки лжи и информационные войны. Собеседник (11 июня 2014). — «Есть отличный пример: когда в 90-е, следом за приходом к власти Ельцина и сменой теленачальства, программа „Время“ из самой лживой превратилась в самую правдивую – показывали, что на самом деле в стране происходит». Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 28 июля 2020 года.
  206. Russian public flexes its opinion Media changes: Television journalism and advertising are experimenting with their new freedom in Russia, and the populace is startled (англ.). The Baltimore Sun (13 декабря 1995). — «His network astonished the Russian nation a year ago with hard-hitting reporting of the war in Chechnya; NTV's cameras showed the carnage so honestly and relentlessly that the two state-supported channels were forced to give their reporters more leeway. <...> Mr. Kiselyov, who spoke here at a program sponsored by the Carnegie Endowment for International Peace, says ORT - his competitor - has been improving its dull news coverage and programming».
  207. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СТРОГОГО РЕЖИМА. Российская газета (24 февраля 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  208. Всеволод Вильчек: "Я покидаю "Останкино" с тяжёлым сердцем". Известия (6 января 1995).
  209. Алексей Пиманов: внутренняя цензура жестче внешней. Собеседник (11 октября 2001).
  210. Старые названия новых передач. Красная звезда (13 февраля 1998).
  211. Безценный опыт. Новая газета (3 апреля 2000).
  212. История «Футбольного клуба». Sports.ru (11 января 2017). Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 25 октября 2020 года.
  213. Как показывали российский футбол в 1990-е. Много смешных и грустных историй. Чемпионат.com (3 марта 2020). Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 2 мая 2021 года.
  214. СЕКРЕТ и другие секреты НИКОЛАЯ ФОМЕНКО. Теленеделя (март 1995). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  215. Любить нельзя ненавидеть. Sports.ru (11 июля 2010). — «Останкинское гнездо было весьма нетребовательным к профессиональным качествам своих птенцов, работающих ныне на всех основных телеканалах страны. Собственно журналистике там и не учили. Нужно было знать не спорт, а политику спорта, не русский язык, а правила ударения в русском языке. В Останкине готовили не журналистов, а чтецов-декламаторов для спортивных новостей программы "Время". Конечно же, лучшие и талантливейшие вырастали и там, но скорее вопреки, чем благодаря системе. Что из себя представляет средний выпускник останкинской школы можно увидеть и сейчас – на канале РТР и, частично, на ОРТ. Впрочем, школа деградирует, и даже новостной выпуск ей уже не по силам, не то что аналитическая программа. Основы новой школы заложила спортредакция НТВ, где собрались лучшие из останкинцев, Анна Дмитриева, Алексей Бурков, чуть позже Владимир Маслаченко, где и возрос феномен Василия Уткина... Тем более, что его "Футбольный клуб" быстро отобрал всего профессионального футбольного болельщика у традиционно-останкинского "Футбольного обозрения" ОРТ». Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  216. Не забудьте выключить звук. Российская газета (23 февраля 1996). Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  217. Чтобы не попасть в ловушку. Российская газета (26 августа 1995). — «На канале ТВ-6 появилась передача "Дорожный патруль", название которой говорит само за себя. Есть передачи, которые когда-то представляли собой рубрики тележурнала "Человек и закон". Сюжеты "По сводкам МВД” мы готовили совместно со структурой, которая существовала в Министерстве внутренних дел». Дата обращения: 1 июня 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  218. Что на канале: революция или переворот?. Российская газета (3 ноября 1995). — «В ОРТ не перестают удивляться упрёкам тех, кто испытывает ностальгию по ушедшей эре на 1-м канале. Мол, ругали, ругали "Останкино" за скучный кинопоказ, вялую информацию, тусклые художественные программы, а теперь утверждают, что всё это было хорошим, нужным для телезрителей». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  219. Конкуренция и "Останкино". Красная звезда (14 мая 1994). — «Если судить по публикациям в прессе, может сложиться впечатление, что только НТВ, ТВ 6, телеканал "Россия" показывают хорошее кино. Между тем жесткая конкуренция вынудила и первый канал покупать добротные фильмы и не в меньшем количестве».
  220. Выпуск программы «Взгляд» за 2 апреля 1995 года. Дата обращения: 25 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  221. Ведомости. Мост-банк помирился с телевизионщиками. Коммерсантъ (23 мая 1995). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  222. Владимир Гусинский судится с mass media. "Мост" ищет правды в Москве и Лондоне. Коммерсантъ (14 марта 1995). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 11 апреля 2021 года.
  223. Марина Юденич. Операция «мордой в снег». Двенадцать лет спустя. LiveJournal (2 декабря 2006). — «Но острожный Непомнящий, тогдашний шеф ИТА, принял соломоново решение, сюжет оставили до 23.00, когда вместо выпуска новостей выходила программа Nota bene, которую делали мои ребята, независимая продюсерская группа "Центр". "Мои" - в том смысле, что телерадиокомпанию "Центр" (не путать с ТВЦ!) в 91-м создали молодые выпускники и студенты журфака МГУ, а Е. Яковлев выпустил в эфир с программами "Негосударственные новости" и "100° по С". Я пришла в команду в конце 92-го, вела программу "Центр", потом была ее руководителем, потом придумала и запустила информационно-аналитическую "Nota bene". Потом ушла в АП, и Nota шла уже без меня, ежедневно, как информационный итог дня. В общем, решение Бориса Вениаминовича, было верхом политкорректности, а вернее - извечного телевизионного лавирования». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  224. Погиб ни за что. 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет. Lenta.ru (11 мая 2006). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  225. ОРТ начинает вещание. Руководство ОРТ. Коммерсантъ (1 апреля 1995). Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 10 сентября 2017 года.
  226. Нажми на кнопку — получишь результат. Профиль (6 марта 2000). Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  227. ОРТ начинает вещание. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Коммерсантъ (1 апреля 1995). Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  228. ТЕЛЕДИАЛОГ. Несколько вопросов о жизни телевидения. Комсомольская правда (28 февраля 2000). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  229. Ведомости. Коммерсантъ (30 мая 1995). Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  230. Наталья Осипова. Новая программная политика ОРТ. Октябрьская революция на первом канале. «Коммерсантъ» (23 сентября 1995). Дата обращения: 7 июля 2016. Архивировано 29 сентября 2016 года.
  231. Покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы!. Дата обращения: 30 апреля 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  232. ОРТ создаёт производящую компанию. Коммерсантъ (6 октября 1995). Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  233. Встреча с А. И. Солженицыным (1995). Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
  234. Играй, гармонь! | Два дня в Приволжье | ©1995. Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
  235. «Сталин отдал приказ — и на «Динамо» арестовали человека, который нес взятку футболистам». Спорт-Экспресс (24 декабря 2021). Дата обращения: 5 января 2022. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  236. Русский дом 26 октября 1995 года (12:24-12:30). YouTube (3 апреля 2019). Дата обращения: 26 августа 2021. Архивировано 26 августа 2021 года.
  237. СКАНДАЛ. 1 апреля: верить ли "Новостям"?. Аргументы и факты (29 марта 1995). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 14 августа 2018 года.
  238. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Программа "Время" - время перемен. Аргументы и факты (23 мая 1995). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 14 августа 2018 года.
  239. "Останкино": попечители и потребители. Российская газета (1 апреля 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  240. Дмитрий Киселёв: «Влад Листьев одевался в светлые тона, подкручивал усы и носил очки в элегантной оправе». Факты и комментарии (11 мая 2001). Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 10 июля 2015 года.
  241. Юрий Богомолов. Новая метла на первом канале. — Известия, 19 октября 1995. — «Между тем из сетки вещания первого канала выпало более 50 названий, среди которых есть и развлекательные передачи ("Пойми меня", "Под знаком зодиака", "Кабаре "Все звезды"), и передачи об искусстве ("Теплый дом", "Кинопанорама", "Киноправда"), и передачи о спорте "Олимпийское утро", "Гол", "Спорт в обед") и т.д. <...> То, что сетка первого и после учреждения весной этого года ОРТ оставалась сильно замусоренной большим количеством либо морально устаревших программ, либо просто невыразительных передач, — факт, который невозможно оспорить. Поэтому её чистка — дело, в сущности, благое. И ко всему прочему — вынужденное».
  242. Константин Эрнст. Случайный Первый. Vatnikstan (11 июня 2020). — «В июне 1995 года Эрнст начал продюсирование программ ОРТ. По сути, взяв в руки канал, он решительно реформировал его: создал концепцию кинопоказа, переманив тем самым аудиторию у других каналов (НТВ в первую очередь); утвердил концепцию рекламы на канале, которая стоила жизни Листьеву; убрал из эфира советские программы, перешедшие с РГТРК „Останкино“, и заменил их современным контентом».
  243. ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ? А. Политковский: мне есть что здесь делать. Аргументы и факты (5 июля 1995). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 18 января 2021 года.
  244. Владимир Гречанинов. И мои встречи с Березовским. LiveJournal (24 марта 2013). — «...Первый канал "Останкино", как он тогда назывался, на котором я делал "Загадку СБ" и другие научно-популярные и музыкальные программы, которых на канале выходило множество. Сейчас в это поверить трудно, но в начале 90-х Первый был очень приличным каналом, второй тогда уже захватили ельцинские лакеи, а Первый по старой памяти держался довольно долго». Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 10 февраля 2022 года.
  245. Кто заказывает музыку?. Российская газета (8 декабря 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  246. Телепрограмма на неделю с 10 по 16 апреля 1995 года. Российская газета (8 апреля 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  247. Телепрограмма на неделю с 8 по 14 мая 1995 года. Правда (6 мая 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  248. Телепрограмма на неделю с 27 ноября по 3 декабря 1995 года. Литературная газета (22 ноября 1995). — «1 канал "ОРТ" 6:00 Телеутро 8:30, 19:05 "Выборы-95"». Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  249. Телепрограмма на неделю с 12 по 18 мая 1997 года. Российская газета (8 мая 1997). — «ОРТ (1-й канал) 6:00 Телеканал „Доброе утро”». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  250. Телепрограмма с 9 по 11 мая 1997 года. Московский комсомолец. — «1 КАНАЛ ОРТ 8:00 — Худ.фильм „ДЕРЗОСТЬ”». Дата обращения: 16 июля 2021. Архивировано 13 февраля 2019 года.
  251. Телепрограмма с 18 по 21 мая 1998 года. Новые Известия (15 мая 1998). Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  252. Поле чудес (2002) 08.03.2002. YouTube (12 ноября 2019). — «12:03 — Лариса Кривцова, Дана Борисова, Елена Малышева — Первый канал Общественного российского телевидения...». Дата обращения: 14 июля 2021. Архивировано 13 июля 2021 года.
  253. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (6 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  254. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. № 1405-р. Официальный интернет-портал правовой информации (12 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  255. Их профессия - новости. Новые Известия (7 апреля 1999).
  256. Реформа информационного вещания ОРТ. Первый канал ожидает новая революция — информационная. Коммерсантъ (20 января 1996). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 2 января 2019 года.
  257. Общественное российское телевидение. Координаты. ОРТ (2 апреля 2002).
  258. Владимир Гречанинов. Загадка СБ. Спрут. YouTube (19 мая 2016). — «6:48 — САН-ТВ совместно с АСС-ТВ и Департаментом налоговой полиции РФ © 1995 по заказу ОРТ». Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  259. Об убийстве Влада Листьева. Взгляд со стороны. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова. — «Однако хочу подчеркнуть, что у сотрудников центрального телеканала - а это сотни и сотни профессиональных телевизионщиков, уволенных из телекомпании Останкино в связи с созданием ОРТ, - не было иллюзий по поводу того, по чьей вине они были выброшены на улицу. Виновником массовых увольнений был, конечно же, Владислав Листьев. Половину своей телекарьеры я проработал на первой кнопке...».
  260. Массовые сокращения в "Останкино". Работники телерадиоэфира пополняют ряды безработных. Московский комсомолец (1 ноября 1995). — «Всего без рабочих мест останутся 1789 человек. Как сообщили "МК" в Дирекции "Останкино", около 500 выведенных за штат сотрудников телекомпании уже имеют на руках уведомление о том, что в их услугах больше не нуждаются. 320 штатных работников телекомпании "Останкино" получит уведомление об увольнении на этой неделе. По оценке руководстаа телерадиокомпании, только около сотни из профессионалов, остающихся без места, смогут найти себе работу на создающемся в эти дни московском городском канале... Под увольнение попадают также 224 работника управленческого аппарата телерадиокомпании "Останкино"».
  261. Лариса Вербицкая: "Я никогда не считала себя секс-символом". Русский репортёр (2003). — «На ТВ я с 1988 года. Сначала работала в телекомпании "Останкино", которая плавно перетекла в ОРТ, а потом в "Первый канал"».
  262. Евгений Киселёв. Сейчас, увы, о грустном. Facebook (28 февраля 2020).
  263. Ракчеева Юлия Анатольевна. Вести.ру (16 июля 2002).
  264. Пример программы передач на 22 июня 1992 года. «12.20 — Перерыв. 14.05 — Программа передач». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  265. Пример программы передач от 24 февраля 1992 года. «00.10 — Технический перерыв. 01.10 — «Новая студия представляет»: «Ситуация». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 10 января 2019 года.
  266. Пример программы передач от 28 июня 1993 года. «12.00 — Новости. *** 14.00 — Теннис». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  267. Пример программы передач от 20 июля 1993 года (вторник). «12.00 — Новости. *** 15.00 — Новости (с сурдопереводом).. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  268. Пример программы передач от 17 июля 1994 года. «12.10 — Перерыв. 16.00 — Новости».. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 10 января 2019 года.
  269. Пример программы передач от 2 августа 1994 года. «11.00 — Новости. *** 16.00 — Новости».. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 10 декабря 2020 года.
  270. Пример программы передач от 31 августа 1994 года. — «11.00 — Прямой репортаж о выводе российских войск из Германии. *** 14.00 — Прямой репортаж о выводе российских войск из Германии. *** 16.00 — Новости. Звёздочками указаны перерывы в вещании». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  271. Пример программы передач от 3 октября 1994 года. «10.52 — Новости. *** 15.52 — Новости».. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  272. Пример программы передач от 21 ноября 1994 года. «10.45 — Перерыв. 15.50 — Новости».. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.

Дополнительная литература[ | ]

Ссылки[ | ]