Связь в Сербии

Связь в Сербии включает в себя развитую сеть телекоммуникаций (телефонные соединения — выделенные линии и мобильная связь — и сербский сегмент Интернета), а также радиовещание и телевидение.


Телефонная связь[ | ]

В стране насчитывается 2990100 телефонных линий по состоянию на 2012 год, что в среднем составляет по 41 линии на 100 человек. Несмотря на развитие цифровых технологий, в стране ещё есть около 100 тысяч аналоговых телефонных линий, ещё 127 тысяч запросов на предоставление телефонной линии остаются на рассмотрении. Телефонный страны — 381.

В стране насчитывается также 9137900 мобильных номеров по состоянию на 2012 год, что составляет примерно 125% покрытия территории страны. Крупнейшие мобильные операторы связи — Vip mobile, МТС и Telenor Serbia. Доступны услуги 2G, 3G и 4G.

Интернет в Сербии[ | ]

В Сербии насчитывается на 2012 год 4,1 млн. пользователей Интернета и 1,1 млн. Интернет-хостов[1] (в 2011 году пользователей было 3,8 млн. человек, а хостов в 2005 году — всего 22046). Национальный домен верхнего уровня — .rs, но в последнее время доступным становится и кириллический домен .срб[2]. Процент пользователей по видам соединения:

  • Dial-up (PTSN и ISDN): 6,2%
  • Мобильный Интернет (3G и HSDPA): 26,1%
  • Кабельная сеть: 35,6%
  • ADSL: 32,1%.

В стране действуют 222 Интернет-провайдера. На первом месте по числу абонентов (700 тысяч человек) идёт провайдер Serbia Broadband, предоставляющий доступ в Интернет по кабелю, телефонную связь по выделенной линии и широкополосный доступ в Интернет. Также одним из крупных провайдеров в Сербии является Telekom Srbija, предоставляющий доступ в Интернет по dial-up, ISDN и xDSL. По состоянию на 2013 год были доступны скорости в 5, 10, 20, 30, 50 и 100 Мбит/с. Доступ в Интернет предоставляют мобильные операторы Vip mobile, МТС и Telenor — услуги 2G (до 250 кбит/с), 3G (до 42 Мбит/с) и 4G (от 100 до 150 Мбит/с).

Телерадиовещание[ | ]

Главным телерадиовещателем страны является компания Радио и телевидение Сербии. Радиовещание в Сербии как части Югославии началось 24 марта 1929 года с открытия первой радиостанции в Белграде. Телевещание появилось уже после Второй мировой войны, 23 августа 1958 на Белградской телестудии в прямом эфире вышла программа новостей, в которой показали репортаж с Белградской ярмарки. В 1960-е годы стали развиваться многие жанры телевидения: на югославском телевидении появились многочисленные сериалы и фильмы, а также документальные передачи и развлекательные программы. К 1970-м годам вещание Белградской телестудии охватывало всю территорию СР Сербии. С 31 декабря 1971 года началось цветное вещание в системе PAL, а вскоре начала работу и вторая программа Белградского телевидения. В 1976 году был построен второй радиопередатчик в СР Сербии: в Звечке был построен передатчик мощностью 2 МВт для AM-вещания. В 1989 году появилась третья программа Белградского телевидения, в Белграде начало вещание Радио 101 (в том числе и на Воеводину) специально для молодёжи наравне с Радио 202. С 1990 года в стране начинается региональное вещание в Нише, Крагуеваце, Ягодине и Шабаце: каждый день местные новости и передачи выходили заместо программы «Београдска хроника».

В 1990-е годы сербские радиовещание и телевидение неоднократно критиковались западными журналистами за нарушение свободы слова: ряд журналистов был уволен за своё неприязненное отношение к Слободану Милошевичу. Радио и телевидение Сербии подвергалось массированной критике за однобокое освещение событий гражданской войны в Югославии (как в Боснии, так и Албании) и даже обвинялось в фальсификации некоторых сюжетов[3]. 23 апреля 1999 года белградский телецентр был разрушен авиацией НАТО, а ряд журналистов погибли. Международные организации (в том числе Amnesty International) назвали это военным преступлением, однако при этом никто из представителей руководства НАТО не принёс извинения за случившееся.

После смены власти в Сербии сербское телевидение пережило реконструкцию и к 2006 году вернуло всю аудиторию, уменьшившуюся после увольнения ряда журналистов в 1990-е годы. С 2008 года в стране к 50-летию РТС началось цифровое вещание благодаря нескольким DVB-T передатчикам, испытанное впервые на конкурсе песни «Евровидение» в Белграде. 23 августа 2008 на РТС в информационной программе «Дневник» по случаю её 50-летия появились первые её телеведущие, которые зачитывали последние новости и метеосводку. Всем семьям, в которых 23 августа 2008 родились дети, РТС подарила по плоскоэкранному телевизору. 9 сентября 2009 в 21:00 (9 часов вечера) РТС перешла в HD-вещание, а 23 августа 2014 к 56-летию РТС начала вещание в формате 16:9.

В стране насчитывалось 113 AM-радиостанций, 194 FM-радиостанций и 2 коротковолновых на 1998 год, в 1997 году была 771 телевизионная станция (86 мощных и 685 маломощных, а также 20 повторителей в крупнейших сетях). Спутниковое вещание в настоящее время осуществляется при помощи спутника Intelsat. В настоящее время в Сербии насчитываются семь крупнейших телеканалов: РТС 1, РТС 2, РТС 3 (все из Радио и телевидения Сербии), Прва, Б92, Pink и Happy TV (все — частные), а также более 100 региональных и телевизионных каналов. Из радиостанций в стране наиболее популярными являются Радио Белград 1, Радио Белград 2/3, Радио Белград 202, Play Radio, Радио S2, Радио S1, Radio Fokus и Hit FM; также в стране есть более 100 региональных радиостанций.

Цензура[ | ]

Основная статья: Цензура в Сербии

Законами Сербии не ограничивается доступ в Интернет, право электронной переписки или общения в чатах, однако, по некоторым данным, правительство контролирует переписки некоторых отдельных лиц. Свобода слова распространяется и на Интернет: граждане имеют право высказывать свои мысли и убеждения в Интернете, если при этом они не нарушают права других граждан. Вмешательство правительства в частную жизнь, раскрытие личной, семейной тайны или тайны переписки также запрещено. Органам правопорядка запрещено вести слежку за конкретным лицом, подозревающимся в нарушении закона, без разрешения высших инстанций, однако органы игнорируют эти законы. Правозащитники неоднократно предъявляли претензии в адрес высокопоставленных лиц, обвиняя их в нарушении тайны переписки[4].

С 2010 года введён Закон об электронной связи, который обязывает операторов связи хранить в течение дата распечатки телефонных звонков с указанием времени разговора (даты начала, продолжительности и окончания), а также типе переговоров и местонахождении аппарата. Доступ к распечаткам, однако, может быть получен только в случае наличия соответствующего судебного разрешения[5].

В 2014 году после наводнения в Сербии правительство объявило режим чрезвычайного положения, что привело к росту паники в сербском обществе: порой было тяжело отличить правдивую информацию от лживой по поводу масштабов и последствий стихийного бедствия. Несколько веб-сайтов, которые критиковали официальные заявления правительства и официальные меры по помощи пострадавшим, были отключены. Совет ОБСЕ по свободе СМИ осудил подобные меры, назвав их давлением на свободу слова[6]. Вучич в ответ обозвал ОБСЕ «лгунами», но позднее принёс свои извинения и пообещал разобраться в случившемся[7].

Примечания[ | ]

  1. "Communications: Serbia", World Factbook, U.S. Central Intelligence Agency, 28 January 2014. Retrieved 31 January 2014.
  2. http://www.ratel.rs/upload/documents/Pregled_trzista/Ratel_Pregled_trzista_2012.pdf
  3. Edward Kaufman: A Broadcasting Strategy to Win Media Wars
  4. "Serbia", Country Reports on Human Rights Practices for 2012, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor, U.S. Department of State, 22 March 2013. Retrieved 31 January 2014.
  5. Freedom House, 2015 report on press freedom in Serbia
  6. SOCE RFoM, 27 May 2014
  7. Dragan Janjić, Serbia: the Internet under censorship attack, Osservatorio Balcani e Caucaso, 6 June 2014

Ссылки[ | ]