Российская газета

«Российская газета»
Изображение логотипа
Тип Ежедневная газета, подписная
Формат А2
Владелец государственное издание
Издатель ФГБУ «Редакция „Российской газеты“»
Страна Россия
Главный редактор В. А. Фронин
Основана 11 ноября 1990
Политическая принадлежность Орган Правительства Российской Федерации
Язык русский
Периодичность 1 сут[1]
Главный офис 127137, Москва, ул.Правды, д. 24, стр. 4
Тираж Ежедневный выпуск — 130 500 экз., «РГ-Неделя» — 3,2 млн экз.
ISSN 1606-5484 и 1560-0823
Веб-сайт rg.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Российская газета» — российская газета на русском языке, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.


Тематика и охват[ | ]

После публикации в этом издании (а также в "Парламентской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" или при опубликовании на "Официальном интернет-портале правовой информации") вступают в силу нормативно правовые акты: федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе ексы), указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, нормативные акты министерств и ведомств[2][3].

Публикуются также новости, репортажи и интервью государственных деятелей, комментарии к официальным документам.

Статус официального публикатора документов определён Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».[4][5][6]

На последней странице «Российской газеты — Неделя» — анекдоты, сканворд, судоку, гороскоп, викторина.

Тираж ежедневного выпуска «Российской газеты» — 130 500 экземпляров (данные на январь 2020).

Региональная и международная сеть[ | ]

Печатается в 43 городах России и в Бишкеке, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками и тематическими приложениями.

Региональная сеть «Российской газеты» включает в себя 31 филиал, в том числе 14 головных: Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Симферополь, Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск.

Собственные корреспонденты за рубежом: Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Греция, Италия, Иран, Куба, Франция, Чехия, Южная Корея, Япония.

Интернет-портал RG.RU[ | ]

Интернет-портал «Российской газеты» RG.RU существует с 1999 года[7] и также наделён официальным статусом. Тексты размещаемых на портале нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, решений Суда Евразийского экономического сообщества, решений Совета и Коллегии Евразийской экономической комиссии, являются официальными. Среднемесячная аудитория сайта в 2020 году — около 35 миллионов пользователей. Среднесуточная аудитория — около 3,5 миллионов пользователей[8]

Книгоиздание[ | ]

Газетой издаются серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

История правительственных СМИ в России[ | ]

Первой российской государственной газетой (как и вообще первой русской печатной газетой) можно считать «Санкт-Петербургские ведомости», начавшие выходить по распоряжению Петра I в 1702 году. Но первый официальный периодический печатный орган российского правительства появился только в 1869 году, он получил название «Правительственный вестник». В марте 1917 года «Правительственный Вестник» был переименован в «Вестник Временного Правительства», в октябре 1917-го газета получила название «Газета временного рабочего и крестьянского правительства», с января 1918 года — «Газета рабочего и крестьянского правительства».

Также в 1905—1914 годах под видом частного издания выходила газета «Россия», за которой (в 1906—1911 годах) стоял Пётр Столыпин. Вскоре после убийства Столыпина факт соглашения между издателем «России» и Главным управлением по делам печати был документально и публично подтверждён[9].

В марте 1917 года началось издание газеты «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов»; с 1 сентября 1917 года стала называться «Известия Центрального исполнительного комитета советов рабочих и солдатских депутатов», с 29 сентября 1917 года — «Известия ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов». В 1923 году в связи с объединением России, Украины, Белоруссии и Закавказья в СССР газета «Известия ЦИК» была передана ЦИК СССР и стала называться «Известия ВЦИК СРККиКД и ЦИК СССР». В 1938 году после упразднения Советов рабочих и крестьянских депутатов и их центральных органов газета была передана Совету Народных Комиссаров СССР и стала называться «Известия Советов депутатов трудящихся», а с 1977 года — «Известия Советов народных депутатов».

В 1956 году была основана газета «Советская Россия», ставшая печатным органом правительства.

Газета «Правда», вопреки сложившейся репутации «главного рупора СССР»[10], никогда не была правительственной, а формально являлась органом правящей партии, то есть КПСС.

История издания[ | ]

Постановление Совета министров РСФСР об учреждении «Российской газеты» и «Российских вестей» (1990). Выставлено в фойе конференц-зала «Российской газеты».

В 1990 году Верховным Советом РСФСР были основаны газеты «Российская газета» и «Российские вести» (первый номер вышел 11 ноября 1990 года).

В публикациях СМИ неоднократно назывался «основателем» и «первым главным редактором» «Российской газеты» Борис Миронов[11]. Согласно воспоминаниям Валентина Логунова, изложенным в его книге, группа из четырёх журналистов под руководством Бориса Миронова — помощника министра печати Полторанина подготовила пробный «нулевой» четырёхполосный номер, он был напечатан ограниченным тиражом в первых числах ноября 1990 года, «исключительно для глаз власти». Однако кандидатуру Миронова не утвердил Руслан Хасбулатов. Этому предшествовал спор о названии. Хасбулатов предложил назвать газету «Республика», Миронов настаивал на «Российской газете» и написал жалобу на Хасбулатова президенту Ельцину. Через три дня главным редактором был назначен Логунов[12].

Редакция размещалась в Москве по адресу: Волгоградский проспект, 26. Ей распоряжением правительства было переданы помещения в 17-этажном здании «Россельхозтехники». Первоначальный тираж составлял 200 000 экземпляров и сперва распространялся лишь в Москве, с 22 января 1991 года газета стала продаваться в розницу и в регионах страны. Главный редактор Валентин Логунов в январе 1991 года сформулировал основную тему издания: «российские суверенитеты: политический и экономический». Задачей издания была публикация всех законов и документов, исходящих от республиканского парламента[13].

В январе 1991 года, газета пользовалась повышенным спросом в московских киосках печати наравне с конкурентами, такими как «Коммерсантъ», «Мегаполис Экспресс» и «НГ»[14], подписка на 1992 год выросла более чем в 2 раза, по сравнению с 1991 и составила 577 тысяч экземпляров[15].

В 1991 году «РГ» переехала в 12-этажное здание, которое до провала Августовского путча целиком занимала редакция газеты ЦК КПСС «Правда».

В 1992—1993 годах в ходе конфликта между администрацией Бориса Ельцина и Верховного совета, газета выступала на стороне последнего. Выпуск издания был временно прекращен во время октябрьских событий 1993 года. Несмотря на протест трудового коллектива, выступавшего за независимость издания, полномочия учредителя были переданы Правительству России, был значительно сокращен штат, упразднена почти вся редколлегия, ликвидированы большинство отделов, уволены 70 процентов сотрудников[16][17].

В ноябре 1994 года газета опубликовала анонимную статью «Падает снег», анализировавшую политическую ситуацию в стране, вызывавшую широкий резонанс и критику со стороны других СМИ. В ней утверждалось, что группа «Мост» и его гендиректор Гусинский стремятся «возвести в президентство» своего человека, который бы слепо выполнял их волю. При этом говорилось, что интересы «Моста» противоречат «жизненно важными интересами России», являясь прозападными. В июне 1995 года суд признал публикацию, порочащей репутацию компании[18]. По мнению аналитиков «Ельцин-центра», эта публикация была одной из первых, направленных против возможной президентской кампании Юрия Лужкова и появилась в результате конфликта в ближайшем окружении президента Ельцина[19].

С 2001 года в «Российской газете» был запущен проект «Деловой завтрак»: встреча государственного деятеля или деятеля культуры за кофейным столом с профильными журналистами, которые, в том числе, передают приглашенному заранее собранные вопросы читателей.

По данным на 2008 год, издание получало поддержку из госбюджета[20], в том числе для издания еженедельного приложения «Российская газета — Неделя», которое по подписке получали ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды, «афганцы», семьи погибших воинов и представители иных социально-незащищенных групп граждан[21].

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка по РСБУ выступающего издателем газеты ЗАО «Информационно-издательский концерн „Российская газета“» (на 90 % принадлежит ФГУ «Редакция „Российской газеты“») в 2007 году составила 2,929 млрд руб., прибыль — 238 млн руб[20].

Во второй половине 2008 года был значительно сокращён штат издания и корсеть, закрыты 32 региональных бюро[20].

В мае 2009 года «TNS Media Intelligence» (ведущая компания в сфере мониторинга СМИ) составила отчёт по цитируемости российских изданий в эфире центрального телевидения и радио. Согласно исследованию, «Российская газета» наряду с «Коммерсантом» и «Известиями» «являются ключевыми источниками деловых и политических новостей в российском информационном пространстве»[22].

С 2011 года «Российская газета» по инициативе кинообозревателя Валерия Кичина проводит онлайн кинофестиваль «Дубль два», на котором представляются немассовые фильмы.

В январе 2012 года ежедневная «Российская газета» обновила дизайн макета и начала печататься в цвете (только в типографиях в Москве и Санкт-Петербурге). Макет газеты создан в «Дизайн-бюро Анатолия Гусева». Основная цель обновления — сделать дизайн издания более современным и насыщенным. Перемены коснулись всего макета — начиная от логотипа и заканчивая шрифтами. Шрифт газеты, специально разработанный ведущим дизайнером-шрифтологом Тагиром Сафаевым, имеет несколько начертаний. Этим шрифтом набраны новый логотип газеты, заголовки и заметки.

В ноябре 2012 года в свет вышел первый номер «Российской газеты в Украине» (полноцветное издание, печатающееся в Донецке на русском языке)[23].

Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 2013 года федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Редакция журнала „Родина“» присоединено к ФГБУ «Редакция „Российской газеты“»[24].

С 2018 года вместе с агентством «Россия Сегодня» издание сотрудничает с Медиакорпорацией Китая[en], в рамках партнёрства был создан проект «Россия — Китай: главное[25]».

По данным компании Mediascope, по итогам 2019 года «Российская газета» заняла второе место среди печатных СМИ по эфирной цитируемости материалов в эфире радио и телевидения.

Руководство[ | ]

С 2001 года по 26 октября 2010 года генеральным директором издания являлся Александр Горбенко[26], выпускник Свердловского высшего военно-политического танкоартиллерийского училища[27]. 26 октября 2010 года, после ухода Горбенко в Правительство Москвы, пост генерального директора «РГ» занял Павел Негоица.

Главный редактор газеты Владислав Фронин занимает свой пост с 2001 года. С 1996 по 2001 годы он был заместителем главного редактора. С 1974 года работал в газете «Комсомольская правда», которую возглавлял с 1988 по 1995 годы[28].

Главные редакторы «Российской газеты»[ | ]

Главными редакторами были:

Издания «Российской газеты»[ | ]

По состоянию на конец 2020 года в издательском доме «Российская газета» выходят:

  • Ежедневное издание «Российская газета»;
  • Еженедельное издание «Российская газета — Неделя»;
  • Исторический научно-популярный журнал «Родина»;
  • Правовые сборники «Библиотечка „Российской газеты“» — тематические сборники актуальных официальных документов с комментариями правоведов;
  • «СОЮЗ. Беларусь-Россия» — периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Выходит с 25 ноября 1999 года вкладкой еженедельно (по четвергам). Готовится к выпуску совместно с журналистами издательского дома «СБ. Беларусь сегодня». Совокупный тираж в двух странах — 275 249 экземпляров (по состоянию на октябрь 2020 года).
  • «ГодЛитературы. РФ» — сетевое издание о литературе и книжности, создано в 2015 году по решению Оргкомитета по проведению Года литературы в России. С 2016 года существует как постоянный спецпроект «Российской газеты».

Ранее также выходил ряд приложений:

  • «Российская аграрная газета», «Российская научная газета», «Российская бизнес-газета» (1999—2015 годы)
  • «Russia Beyond the Headlines» (2007—2017). Проект работал в веб- и мобильной версии, выходил в виде печатной вкладки в зарубежных газетах в 27 странах. В 2017 году передан компании, управляющей телеканалом RT.

Кадры[ | ]

Дмитрий Медведев (в центре) и сотрудники редакции «Российской газеты» во время вручения премии Правительства России в области СМИ 13 января 2017 года

Среди сотрудников газеты писатели и публицисты Валерий Выжутович, Владимир Снегирёв, Николай Долгополов, Игорь Вирабов. На конец 2020 года в издании работает писатель, лауреат Госпремии и премии «Большая книга» Павел Басинский.

Постоянными колумнистами газеты выступают:

В разные годы в штате газете работали писатели, политики и журналисты, ставшие впоследствии руководителями других СМИ.

С 2001 по 2010 год генеральным директором «РГ» был Александр Горбенко, впоследствии ставший заместителем мэра Москвы[32].

В 1990-е годы обозревателями «РГ» работали писатели Юрий Буйда, Максим Калашников (Владимир Кучеренко), Майя Кучерская. Позднее в «РГ» работали обозревателями и редакторами поэт Игорь Царёв, писатель Ирина Пуля (Ирина Краева), журналист и писатель Лев Данилкин.

Александр Куприянов в 1992 и 1993 был первым заместителем главного редактора «РГ», впоследствии — главный редактор «Экспресс-газеты» и «Вечерней Москвы»[33].

Поэт и публицист Эдмунд Иодковский был обозревателем «РГ», впоследствии — главный редактор «Литературных новостей»[34].

Писатель и публицист Андрей Гусев работал спецкором «РГ» в начале 90-х, впоследствии — главный редактор «Новой медицинской газеты» (NMG  (англ.))[35].

Публицист Ирина Ханхасаева являлась заместителем главного редактора в 90-е годы; сценарист Елена Шапошникова работала специальным корреспондентом; писательница Елена Токарева возглавляла отдел экономики, впоследствии — главный редактор газеты «Stringer/Стрингер»[36].

Тираж и объём газеты[ | ]

По состоянию на 2020 год тираж «Российской газеты» сильно различался в зависимости от номера. Так, ежедневная «Российская газета» имеет тираж 118 300 экз (октябрь 2020). «Российская газета — Неделя» — до 130 200 экз регулярный тираж и 3,2 млн социального тиража:

  • № 76 (8130) от 8 апреля 2020 года — 90750 экз.;
  • № 82 (8136) от 15 апреля 2020 года — 3238453 экз. (социальный тираж)

Объём № 82 (8136) — 40 полос.

Награды[ | ]

  • 3 декабря 2016 года шеф-редактору Михаилу Визелю и редактору Ирине Зайцевой Интернет-портала «Год литературы в России» (создан редакцией «Российской газеты»)[37], а также редактору Игорю Вирабову, заместителю редактора отдела культуры Анастасии Скорондаевой и корреспонденту еженедельного номера «Российская газета — Неделя» Дмитрию Шеварову за создание и высокопрофессиональное сопровождение этого интернет-портала присуждена премия Правительства Российской Федерации 2016 года в области средств массовой информации[38].
  • В 2011 году порталу RG.RU вручена «Премия Рунета» в номинации «Культура и массовые коммуникации» за оперативное знакомство аудитории с законотворческой деятельностью.

Критика[ | ]

В 2001 году одно из маркетинговых агентств, по итогам специально проведённой акции, отнесло «Российскую газету» к числу 13 российских СМИ, где за публикацию заказных статей принимают денежное вознаграждение (то есть, практикуют так называемую «джинсу́»)[39][40].

18 июля 2020 года в «Российской газете» вышла статья «В Синьцзяне не нарушаются права человека», созданная в рамках сотрудничества с Медиакорпорацией Китая[en]. Как отмечает издание Meduza, «язык статьи напоминает официальное выступление высокопоставленного китайского чиновника с трибуны Дома народных собраний в Пекине — и своей пропагандистской прямотой выделяется даже на фоне других материалов российского государственного СМИ»[25].

Публикация лженауки[ | ]

Комиссия по борьбе с лженаукой Российской академии наук неоднократно критиковала «Российскую газету» за публикацию псевдонаучных статей — например, статьи с рекламой гомеопатии, публикации о государственном финансировании вечного двигателя, статьи о структурированной воде и других[41].

Основатель комиссии, академик РАН В. Л. Гинзбург отдельно раскритиковал наличие в правительственной газете астрологических гороскопов: «Я считаю этот факт буквально позорящим Россию. Сомневаюсь в том, что такое возможно в любой другой цивилизованной стране»[42]. Председатель комиссии, академик РАН Е. Б. Александров, по этому поводу отметил: «На Западе, кстати, гороскопы — удел жёлтой прессы. А у нас даже „Российская газета“ — правительственное издание! — печатает предсказания всяким там козерогам и тельцам. Это позор»[43].

Большой резонанс в академическом, медицинском и журналистском сообществах вызвала статья «Швейцария нам указ?», посвящённая гомеопатии, опубликованная в номере «Российской газеты» от 15 октября 2015 года. В ней, в форме интервью с одним из российских гомеопатов, рассказывается о швейцарской клинике, якобы добившейся успеха в лечении тяжёлых заболеваний, включая онкологические, методами гомеопатии. Президент межрегионального Общества фармакоэкономических исследований, заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, доктор медицинских наук, профессор П. А. Воробьёв указывает, что в статье приводится название клиники, при этом материал не помечен как рекламный и в целом, по мнению Воробьёва, является «явно заказным». Воробьёв просит Росздравнадзор проверить данный факт: «Введение огромного числа больных людей в заблуждение относительно методов терапии опухолей представляется мне преступлением. И не абстрактным, а вполне себе уголовным», и обращает внимание на то, что указанная клиника и ранее рекламировалась в «Российской газете»[44]. Доктор медицинских наук, профессор НИУ ВШЭ, президент Общества специалистов доказательной медицины В. В. Власов характеризует опубликованный материал следующим образом: «мы почти наверняка имеем дело с джинсой, причём с самой циничной, адресованной людям, готовым платить очень много в последней надежде. За что?», также говоря о неэффективности гомеопатии[45]. В газете «Троицкий вариант — Наука» было опубликовано «Открытое письмо медицинских журналистов главному редактору „Российской газеты“ В. А. Фронину в связи с публикацией статьи „Швейцария нам указ?“», в котором говорится о несовместимости статьи с «этическими и профессиональными нормами» и предлагается удалить статью с сайта, чтобы «уменьшить безусловный вред» от неё[46].

Примечания[ | ]

  1. Muck Rack — 2009.
  2. 1 2 Был И.О. — стал Владислав Александрович // Российская газета. — 2001. — 22 февраля (№ 38(2650)).
  3. Российских газет много, «Российская газета» — одна!. Российская газета. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  4. Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». kremlin.ru. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 18 ноября 2020 года.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». kremlin.ru. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  6. Об "РГ". Российская газета. Дата обращения: 15 мая 2021.
  7. Cетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре 21 июня 2012 года, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 50379
  8. rg.ru. LiveInternet. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 6 мая 2021 года.
  9. В.В. Вострикова. Россия (газета). Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 6 мая 2021 года.
  10. Шарлот Алтер. Джон Маккейн напишет статью для «Правды». ИноСМИ.ру (14 сентября 2013). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  11. Архивированная копия. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  12. [Валентин Логунов. Бесы в красной гостиной. Свидетельства главного редактора «Российской газеты» (1990—1993), Издательство: Алгоритм, 2019 г. ISBN 978-5-907149-90-8]
  13. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 5. 01/02/1991. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 9 июня 2019 года.
  14. Журнал «Коммерсантъ Власть» № 5 от 28.01.1991 РЫНОК ПЕРИОДИКИ: МЕНЯЕМ БИЗНЕС И ПОЛИТИКУ НА СЕКС И СТАРУЮ ГВАРДИЮ. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  15. Журнал «Коммерсантъ Власть» № 46 от 02.12.1991 Предварительные данные по подписке на 1992 год. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  16. Конфликт в «Российской газете» // КоммерсантЪ. — 1994. — 26 мая. — Дата обращения: 25.07.2021.
  17. Проект «Ельцин Центра» Правительство отбирает СМИ у Верховного Совета. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
  18. Газета «Коммерсантъ» № 119 от 29.06.1995. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 13 июля 2020 года.
  19. Анонимная статья «Падает снег» опубликована в «Российской газете» 19.11.1994. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 14 февраля 2021 года.
  20. 1 2 3 "Российской газете" не хватает госдотаций // Коммерсантъ. — 2008. — 7 ноября (№ 202 (4019)).
  21. Новый бюджет РФ поддержит лишь правительственные СМИ и только до выборов. NEWSru.com (26 июня 2007). Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  22. Деловые издания — лидеры по длительности цитирования. Данные исследования за май 2009 Архивировано 8 августа 2009 года. // TNS Media Intelligence, 5 июня 2009
  23. Первый номер украинской версии "РГ" вышел из печати. Российская газета. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  24. Указ о мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ (недоступная ссылка). Официальный сайт Президента России. Дата обращения: 18 декабря 2013. Архивировано 5 апреля 2015 года.
  25. 1 2 Это полный фейспалм. Китай начал агрессивно продвигать себя через российские СМИ, но результат получается комичный. Оказалось, что КНР не хватает умелых пропагандистов., Meduza (27 июля 2020). Архивировано 27 июля 2020 года. Дата обращения 27 июля 2020.
  26. Российская газета. СМИ.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 15 апреля 2002 года.
  27. Горбенко Александр Николаевич. Атлас медиаменеджеров Медиа Атлас. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  28. Фронин Владислав Александрович. Атлас медиаменеджеров Медиа Атлас. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  29. Republci."Что «розовые» коммунисты, что демократы — им наплевать на судьбы людей и журналистики" 23.12.2010. Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 14 февраля 2021 года.
  30. ЮРКОВ Анатолий Петрович, главный редактор "Российской газеты". Известные персоны России. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  31. Юрков Анатолий Петрович. Биография. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 10 февраля 2019 года.
  32. Горбенко, Александр. lenta.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 11 октября 2016 года.
  33. Кузьмина Ольга. Александр Куприянов: «Мне есть чем оправдаться…». Литературная Газета. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 24 января 2019 года.
  34. Биография Э.Иодковского (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано 6 октября 2016 года.
  35. Всероссийский ежегодник НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА: А. Е. Гусев — биография, М., «Московский Парнас», 2006 (ISBN 5-7330-0540-2)
  36. Биография и книги автора Токарева Елена. www.rulit.me. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  37. Кузьмин, Владимир. «Российская газета» получила премию правительства за портал ГодЛитературы.РФ, Российская газета (13 января 2017). Архивировано 14 января 2017 года. Дата обращения 14 января 2017.
  38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года № 2584-р «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2016 года в области средств массовой информации» (PDF). Официальный сайт Правительства Российской Федерации (9 декабря 2016). — Документы. Дата обращения: 14 января 2017. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  39. Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак. Донкихоты от PR. Ведомости (26 февраля 2001). Дата обращения: 8 декабря 2015. Архивировано 8 марта 2016 года.
  40. PR-АГЕНТСТВО PROMACO РИСКНУЛО СВОЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ, ЧТОБЫ ПРОУЧИТЬ ПРЕССУ - Маркетинг и практика предпринимательства. Деловая пресса. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
  41. Евгений Александров: «Нельзя сознательно оболванивать собственный народ». «Комиссия по борьбе с лженаукой» (январь 2016). Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 31 августа 2019 года.
  42. Расцвет лженауки - следствие кризиса общественного сознания. Обсуждение в Президиуме РАН. — 2004. — Т. 74, № 1. — С. 17—27.
  43. Полторак И. Интервью Евгения Александрова журналу Patron (часть 2). «Комиссия по борьбе с лженаукой» (13 апреля 2015). Дата обращения: 3 октября 2015. Архивировано 24 июня 2015 года.
  44. Воробьёв П. Неболезни и медикализация общества. «Троицкий вариант — Наука», № 191, с. 4 (3 ноября 2015). Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  45. Власов В. Прибыль из страданий. «Троицкий вариант — Наука», № 191, с. 4—5 (3 ноября 2015). Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  46. Открытое письмо медицинских журналистов главному редактору «Российской газеты» В. А. Фронину в связи с публикацией статьи «Швейцария нам указ?». «Троицкий вариант — Наука», № 191, с. 4 (3 ноября 2015). Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]